Земельный участок с позиции закона: определение, основания права собственности

Земля как объект права собственности

Земельному участку, выступающему в качестве объекта права собственности, присущи признаки объекта, установленные гражданским правом:

1. оборотоспособность — т.е. земельный участок может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

2. земельный участок как объект гражданского права является недвижимым имуществом.

На основании этого положения право собственности на земельный участок, а также его ограничение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Обратите внимание

Для земельных участков установлена также и специальная регистрация — в органах Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству;

3. земельный участок в зависимости от того, возможен ли его раздел без ущерба для его хозяйственного назначения или нет, может быть признан либо делимой, либо неделимой вещью.

Этот признак существен в том случае, когда земельный участок находится в общей собственности и возникает вопрос о выделе части земельного участка одному из собственников. А также в случае необходимости отчуждения части земельного участка.

В случае, когда земельный участок признается неделимым, сособственнику не может быть выделена часть участка в натуре, а выдается денежная компенсация. Решение о неделимости земельного участка, если на это прямо не указывается в законодательстве, принимает суд.

Земельный участок крестьянского хозяйства, именно в соответствии с законодательством является неделимым имуществом, поскольку Закон о крестьянском хозяйстве установил, что земельный участок является “единым целом”. На то же обстоятельство указывает и ГК РФ, установивший, что земельный участок при выходе одного из членов хозяйства разделу не подлежит. Вышедший из хозяйства имеет право на получение денежной компенсации;

4. следующим признаком земельного участка как объекта гражданского права (как, впрочем, и земельного, если участок используется гражданами или юридическими лицами) является то, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования земельного участка, принадлежитиспользующему этот участок на законном основании.

Еще одним признаком следует считать то, что объектом права собственности земля выступает в качестве ограниченного в пространстве земельного участка. Для него характерно то, что границы участка и его местоположение устанавливаются в порядке, закрепленном законодательством о землеустройстве.

Однако для земли характерны и те признаки, которые отличают ее от иного имущества. Это, прежде всего, те из них, которые определяют землю как объект земельного права как таковой. Данные признаки выявляют важное государственное, экономическое и экологическое значение земли.

Важно

Поскольку каждый земельный участок неотделим от всего земельного пространства, то на него распространяется определенная часть общественных и государственных интересов, которые существуют в отношении земли как таковой.

Это не может не влиять на регулирование земельных отношений всеми правовыми отраслями.

Здесь хотелось бы подчеркнуть именно экологические значения земли. Земля как часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может иметь число потребительское значения, как это можно сказать о здании или автомобиле.

Поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли как объекта природы.

Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Этой норме соответствует положение Конституции о том, что каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В этом смысле специфика земли как объекта выразилась в определенном перечне ограничений в использовании земельного участка, в регулировании вопросов приобретения и прекращения права собственности.

Содержание права собственности на землю

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, владение, пользование и распоряжение — это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права — права собственности.

Совет

Основной смысл каждого из этих правомочий является общим для всех видов имущества, а значит, и для имущества земельного. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Поэтому вслед за определением правомочия далее разговор пойдет о том, как они могут быть реализованы именно собственниками земли.

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона: т.е. числить ее и на балансе, определять земельный участок как часть своего хозяйства, просто “иметь” его в наличии.

Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. Например, это может быть арендодатель, которому арендатор не возвращает земельный участок после истечения срока аренды.

С правомочием владения тесно связано другое правомочие — пользование.

Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства.

И в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством.

Существует и еще одно условие при использовании земельного участка, находящегося в собственности. Дело в том, что собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права.

Например, на основании Указа Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” есть возможность изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий при продаже земельного участка.

Но это может быть только по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации — республики, области, края.

Правомочие распоряжения проявляется в том, что собственник по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т.е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу.

После известного, закрепленного прежней редакцией Конституции десятилетнего запрета продавать земельные участки, находящиеся в собственности граждан, и принятие новой редакции Конституции, Указом Президента Российской Федерации “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” собственники земли получили право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе и с иностранными инвестициями. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. С принятием нового Земельного кодекса вступит в действие и гл. 17 части первой ГК РФ, которая будет регулировать основные вопросы земельных отношений, в том числе и распоряжение земельными участками.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a10095.html

Право собственности на земельный участок

Перейти к следующей статье

«… признание неприкосновенности 

частной собственности и, как следствие,

отсюда вытекающее, создание мелкой

личной земельной собственности… ─ вот

 задачи, осуществление которых

правительство считало и считает

вопросом бытия русской державы».

 П. А. Столыпин, Председатель Совета Министров Российской империи в 1907-1911 г.г.

Вопрос о собственности (или праве собственности, что не одно и то же) на землю всегда был в числе основных вопросов социально-экономической жизни государства и общества. А различные у разных слоев населения ответы на него нередко приводили к настоящим историческим потрясениям.

В России, на многие десятилетия напрочь «забывшей» о частной собственности на землю, он возник с новой силой, обретя исключительное значение, в период экономических реформ 90-х годов XX столетия.

Обратите внимание

Земельный участок снова стал объектом гражданского оборота. Пришло в стремительное движение законодательство, стараясь обеспечить ожившему гражданскому обороту земли устойчивость, формируя юридические основания гарантий, обеспечивающих неприкосновенность частной собственности на землю.

Принципиальным образом изменилось регулирование вещных отношений (право собственности, как известно, относится к вещным правам). Вещные права на земельные участки вообще и право собственности в частности превратились в межотраслевой институт законодательства, аккумулирующий нормы конституционного, гражданского, земельного и других отраслей права.

Собственность и право собственности

Уходящее своими корнями в глубокую древность понятие «собственность» в обыденном сознании связано с вещью (материальной или идеальной), которую можно присвоить. В свое время великий древнегреческий ученый Аристотель, отождествляя собственность с имуществом, говорил: «…

имуществом мы называем все, стоимость чего измеряется деньгами». Собственность, безусловно, всегда связана с вещью, но все-таки в современном понимании она не сама вещь, а отношения по поводу этой вещи между людьми.

Образно выражаясь, ─ не сам брошенный камень, а разбегающиеся после его падения круги на воде.

Право собственности в объективном смысле ─ это совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности. В субъективном смысле ─ сумма принадлежащих конкретному субъекту правомочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом, посредством которых оно раскрывается (реализуется).

Право собственности на земельный участок и законодательство

В российском законодательстве закреплено многообразие форм собственности на землю: частная, государственная, муниципальная.

Что такое частная собственность, проще всего определить методом исключения ─ это земля, которая находится в собственности граждан и юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями или организациями.

Земельные участки могут стать частной собственностью, если они приобретены по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Частная собственность на землю должна стать следствием юридических фактов, а не является таковой «по умолчанию».

В противном случае, как установлено законом, ─ земля не находящаяся в собственности граждан, юридических или муниципальных образований, является государственной собственностью.

Право обладать собственностью ─ одно из важнейших прав человека. А право собственности на землю ─ одно из древнейших его прав.

О нем говорится в главном документе страны ─ Конституции Российской Федерации.

Как о частной собственности вообще ─ «Право частной собственности охраняется законом» и «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (статья 35).

Так и более конкретно о собственности на землю ─ «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (статья 9); «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю» и «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (статья 36).

Важно

Собственности на землю уделяет внимание Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Статья 260 «Общие положения о праве собственности на землю» устанавливает: «Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте».

Ей вторит статья 209 «Содержание права собственности»: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц».

Право собственности на землю отражено и в другом нормативном документе ─ основополагающем для земельного права Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ).

В статье 15 «Собственность на землю граждан и юридических лиц» говорится: «Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации».

Здесь же подчеркивается, что «Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность».

Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в его границах поверхностный (почвенный) слой, а также замкнутые водоемы, лес и растения.

Говорить об абсолютной свободе частных собственников земли было бы неправильно. Например, в известном смысле у них ограничено право собственности на лесные участки.

Совет

Так, согласно статье 27 «Ограничения оборотоспособности земельных участков» Земельным кодексом ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Статья 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса говорит прямо: «Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности».

Право собственности на земельный участок и экономика

Успешное развитие современной рыночной экономики трудно представить без наличия рынка земли. А его существование немыслимо без частной собственности на землю.

Нормально функционирующий, опирающийся на действенное законодательство и не подверженный разного рода «административным перегибам» земельный рынок ─ одна из лучших предпосылок для того, чтобы земля оказывалась в руках наиболее эффективных собственников. Применительно к сельскому хозяйству это означает успешное развитие аграрного комплекса.

Читайте также:  Закон о наследстве рф 2019 года, обяжут ли наследников продавать свои доли и вышел ли такой закон

Не менее заинтересована в нем строительная индустрия, «ответственная» за появление недвижимости. Например, строящихся на земле жилых домов, цена квадратного метра в которых к стоимости этой земли совсем не безразлична.

В современной России о начале формирования по-настоящему рыночных земельных отношений можно говорить с того времени, когда не только у юридических лиц, но и самых обычных граждан появилась возможность оформить право собственности на участки. А вместе с этим пришло ощущение хозяина.

То самое, сухо выражаемое строками ГК РФ, «право продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду, распоряжаться».

Возможность зарегистрировать право собственности на участок (право собственности на дачный участок или право собственности на садовый участок) помогла сформировать значительное число участников земельного рынка, рекрутировав их даже из числа тех, кто об этом рынке имел весьма смутные представления.

Это способствовало в полной мере соответствующим интересам развития рыночной экономики в целом и отдельных граждан упрощению вовлечения в гражданский оборот большого количества земельных ресурсов и расширению гражданского оборота земли.

Оформление права собственности на участок

Для реализации права собственности на землю необходимо наличие документа, удостоверяющего это право. В соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» таковым является свидетельство о государственной регистрации прав.

Права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исключение составляют для подавляющего большинства граждан малоинтересные в качестве недвижимости ─ воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона о регистрации (т. е. после 31 января 1998 года).

Обратите внимание

Права на недвижимое имущество, возникшие до его вступления в силу, признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Впрочем, по желанию их обладателей государственная регистрация таких прав может быть проведена.

Государственная регистрация права собственности на участок означает юридическое признание права собственности земельного участка. Равно как возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав.

Оформление прав собственности земельного участка осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Заявление и иные необходимые для регистрации документы можно представить лично в орган государственной регистрации по месту нахождения земельного участка, в многофункциональный центр или отправить почтовым отправлением.

Государственная регистрация ─ единственное доказательство существования зарегистрированного права, оспорить которое можно только в судебном порядке. Она проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с установленной Федеральным законом от 21.07.

1997 № 122-ФЗ системой записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

ЕГРП содержит информацию о существующих и прекращенных правах на земельные участки, данные о них и сведения о правообладателях.

Право собственности на землю ─ важнейший вопрос. От того, кем и в какой форме он поставлен, кто и какими методами решает его, в решающей степени зависит устойчивость существования общества и благополучие каждого отдельного гражданина. Даже, если тому кажется, что он к земле не имеет никакого отношения.

19 ноября 2014 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: http://zakadom.ru/pravo_sobstvennosti_na_zemelny_uchastok

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Комментарий к Ст. 260 ГК РФ

1. «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю», — провозглашает Конституция РФ (ч. 1 ст. 36). Как известно, Основной Закон был принят на референдуме 12 декабря 1993 г. Однако вышеуказанное право долгое время не находило своего адекватного развития в виде соответствующих федеральных законов.

Более того, при принятии Государственной Думой в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ было найдено компромиссное решение об отсрочке вступления в силу главы «Право собственности и иные вещные права на землю». Напомним, что в первоначальной редакции ст.

Важно

13 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывалось на то, что гл. 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Безусловно, такая отсрочка была шагом назад на пути кодификации гражданского законодательства, защиты прав граждан и юридических лиц и упорядочения экономических отношений в стране. Однако это был вынужденный компромисс.

В этой ситуации федеральное регулирование отношений по владению и распоряжению землями, использованию и охране земель во многом осуществлялось указами Президента РФ. До введения в действие гл. 17 ГК РФ было издано более 20 указов («О реализации конституционных прав граждан на землю»

———————————

21 марта 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»

———————————

2. В комментируемой статье перечислены правомочия собственника по распоряжению земельным участком, перечень которых не является исчерпывающим. Собственник может также заключить договор мены, ренты, безвозмездного пользования в отношении земельного участка, внести в уставный капитал юридического лица, завещать и т.д.

Земля — достаточно специфический и по происхождению, безусловно, ценный объект.

Поэтому общая норма: «Лица, имеющие в собственности имущество (в том числе и землю), вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом» в комментируемой статье дополняется важным ограничением: «…поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте».

Таким образом, комментируемая статья корреспондирует с п. 3 ст. 209 ГК РФ, предусматривающим, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Как отмечается в п. 2 ст.

129 ГК РФ, виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе, а виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом. При этом содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, а также другими федеральными законами.

В соответствии с этим п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

Совет

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Виды земельных участков, ограниченных в гражданском обороте, определены в п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий (кроме тех земель, которые изъяты из гражданского оборота);

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

Обратите внимание

5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не являющиеся изъятыми из гражданского оборота;

6) не изъятые из гражданского оборота в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом.

Так, например, на территории природных парков, государственных природных заказников допускается наличие земельных участков, находящихся в частной собственности (ст. ст.

18, 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

3. В п. 1 комментируемой статьи кроме прочего говорится о правомочии распоряжения земельными участками. При этом в правоприменительной практике возникают вопросы относительно возможности распоряжения частью земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения. Как разъясняется в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2003 г.

———————————

Важно

Кроме того, иной подход противоречил бы требованиям п. 1 ст. 260 ГК РФ о том, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничения оборотоспособности земельных участков предусмотрены ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п.

2 этой статьи земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Таким образом, если земельный участок находится в частной собственности гражданина, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому по смыслу ст. 260 ГК РФ он либо его часть могут быть объектом купли-продажи.

4. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены не только Земельным кодексом РФ, но и другими федеральными законами. Согласно ст.

3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Положения ЗК РФ, предусматривающие возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками, были предметом рассмотрения Конституционным Судом РФ. Мурманской областной Думой оспаривалась конституционность целого ряда положений ЗК РФ, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, как умаляющих (ограничивающих) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создающих возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, что может привести к нарушению суверенитета Российской Федерации.

Совет

Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность как отдельных положений Земельного кодекса РФ, так и Гражданского кодекса РФ в целом и отметил, что поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 260 ГК), их предоставление иностранцам не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из ч. 2 ст. 9 и ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 62.

Читайте также:  Новый закон о садоводстве с 1 января 2019 года: последние новости по снт и онт (огородничество), пример устава, выборы и зарплата председателя, регистрация и нормы застройки, выход из снт и онт по новому закону, членские взносы

В то же время Конституционный Суд РФ обратил внимание законодателя на обязанность обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей, закрепленных, в частности, в ч. 1 ст.

9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в ч. 1 ст.

36, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. Следует исходить из вытекающего из ст. ст.

9 и 36 Конституции РФ приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции РФ).

Также Конституционный Суд РФ обратил внимание на ограничения, существующие для иностранных граждан, — изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, ст.

15 ЗК РФ для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно п. 5 ст. 28 данного Кодекса земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е.

не могут передаваться безвозмездно, в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев получают право безвозмездного наследования.

Обратите внимание

Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержатся также в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Законе РФ от 21 февраля 1992 г.

N 2395-1 «О недрах», закрепляющих правила о порядке пользования участками континентального шельфа и недрами. Кроме того, Федеральным законом от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определены территории, организации и объекты, посещение которых ограничено для иностранцев

———————————

5. Каждый из возможных способов распоряжения земельным участком имеет определенную законом специфику в зависимости от вида земельного участка, субъектного состава правоотношения и других критериев. Так, например, Федеральный закон от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает особенности отчуждения земельных участков при приватизации. Отчуждению в соответствии с п. 8 ст.

28 названного Закона не подлежат земельные участки в составе земель:

— лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

— общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

— не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Статья 22 ЗК РФ устанавливает особенности аренды земельных участков, согласно ее п. 1 иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных ЗК РФ.

Важно

Не могут быть предоставлены их собственниками в аренду земельные участки, изъятые из гражданского оборота в Российской Федерации.

В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

6. В п. 2 комментируемой статьи говорится о целевом назначении земель, которые в соответствии со ст. 7 ЗК РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Основным принципом оборота земель сельскохозяйственного назначения является сохранение целевого использования земельных участков (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Так, например, согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Целевое назначение сельскохозяйственных земель определяется гл. XIV ЗК РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Совет
Совет

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

[/su_box]

Источник: http://stGKRF.ru/260

Особенности права собственности на землю; земельный участок как объект права собственности

Ограниченные вещные права на земельные участки: характеристика,

Субъектный состав.

Содержание и формы права собственности на землю

Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования ираспоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством.

При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации.

Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения

Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п.

Обратите внимание

Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу.

При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву.

Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

Правомочие пользования

Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст.

261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

Важно

Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ.

К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

Совет
Совет

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

[/su_box]

Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие распоряжения

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать варенду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу.

Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ).

При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Источник: https://cyberpedia.su/14xeca.html

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности

1. Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно нее правами.

2. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц.

3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.

Комментарий :

Обратите внимание

Ч. ч. 1 и 3. Ч. 1 ст. 79 ЗКУ необходимо понимать в совокупности с положениями ч. 3 этой статьи, по которой «право собственности на земельный участок распространяется на пространство … над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения …

Читайте также:  Перевод земель из одной категории в другую в 2019 году: обзор изменений

зданий и сооружений» (это положение продублировано в ч. 3 ст. 373 ГКУ).

Исходя из системного толкования норм ЗКУ (в частности, учитывая многочисленные положение кодекса о необходимости использования земельных участков по целевому назначению), данная формулировка следует, на наш взгляд, понимать расширительно: право собственности распространяется не только на пространство, необходимое для строительства, но и на пространство , необходимый для использования земельного участка по целевому назначению. На наш взгляд, это означает, что понятие земельного участка включает в себя соответствующее пространство, а не только «земную поверхность».

Понимание земельного участка как пространства характерно для практики ООН: «участок регистрируется в кадастре или системе регистрации недвижимого имущества и обычно представляется как часть плоскости, хотя фактически является определенным объемом пространства» («The parcel is registered in a cadastre or real property registration system and is usually shown as an area although in fact it represents a volume of space «) 232.

Следует иметь в виду, что по действующему законодательству площадь земельного участка вычисляется как площадь проекции границы земельного участка на плоскость проекции, в которой установлена ??геодезическая система координат (т. н.

Аналитическая площадь). Именно она фиксируется в правоустанавливающих документах. В противоположность аналитической может быть также вычислена физическая площадь, учитывающей рельеф физической поверхности — холмы, склоны, впадины и т. д.

и может быть большим.

В некоторых странах Европы (см., напр., § 1 ст.

552 Кодекса Наполеона в Франции233) законодательство рассматривает понятие «земельный участок» (и, соответственно, «земля») как охватывающая пространство от центра Земли до «неба» (включая все объекты недвижимости, расположенные в пределах этого пространства — растительностью, водами, зданиями и т. п.), хотя некоторые страны устанавливают «нижние и верхние границы» понятие «земельный участок» 234. Именно к таким странам относится Украина.

Есть земельный участок вещью, имуществом. Земельный участок подпадает как под законодательное определение вещи («предмет материального мира, относительно которого могут возникать гражданские права и обязанности» — ст.

179 ГКУ), так и под определение имущества («отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности «- ст. 190 ГКУ). Ст.

Важно

181 ГКУ прямо относит земельные участки к недвижимым вещам, а значит — к имуществу.

Упомянутые положения законодательства не вызывают возражения с этимологической точки зрения. Слово «имущество» происходит от глагола «иметь» (синоним — «владеть»). То есть этимологически имущество — это то, что можно иметь, чем можно обладать. Вне всякого сомнения, владеть можно и земельным участком (как частью земли).

Даже в советские времена, когда земельные участки изъяты из гражданского оборота, концепция, по которой земельные участки следует признавать имуществом, переважала235. На наш взгляд, земельный участок — это, действительно, специфический вид имущества.

Причем речь идет не только о земельном участке в узком, землеустроительной смысле — как участок с установленными границами, присвоенным кадастровым номером т. п.

, а о любую часть земной поверхности, что может быть индивидуализирован (например, объектом права государственной собственности могут быть земельные участки только с очень примерно определенными границами, которым не присвоен кадастровый номер и т. д.).

По мнению А. Г.

Бондаря, который специально исследовал землю как объект права собственности, «земельная недвижимость не имеет принципиально важных особенностей, позволяющих отделить ее от вещей, и может рассматриваться как особый вид недвижимого имущества» 236. Полностью разделяем такое мнение, принимая при этом во внимание наличие специального правового регулирования отношений с землями, что обусловлено их спецификой как природных объектов.

Считаем также, что под определение вещи (а соответственно, имущества) не может подпадать земля в понимании части окружающей среды, поскольку она, не будучи индивидуализированной, не может быть объектом гражданских прав и обязанностей. Убедительные доводы в пользу такой позиции выражаются в правовой доктрине Н. И. Титовою237 и др.. вченими238.

Границы земельного участка фиксируются в землеустроительной документации (кадастровом плане земельного участка) и выносятся на местность (в натуру) на основании технической документации по установлению границ земельного участка с оформлением Акта вынесение границ земельного участка в натуру. Месторасположение земельного участка фиксируется привязкой его границ и крайних точек к сети координат (геодезической сети).

Права на земельный участок фиксируются как в правоустанавливающих документах (см. ст. 126 ЗКУ и комментарий к ней), так и в составляющих государственного реестра земель (ст. 202 ЗКУ и комментарий к ней).

Совет

В ч. 2. Комментируемая норма предусматривает, что право собственности на земельный участок распространяется в его пределах практически на все природные ресурсы.

На первый взгляд, это может указывать, что само понятие «земельный участок» охватывает не только соответствующее пространство, но и расположенные в его пределах природные ресурсы и объекты. Однако системный анализ действующего законодательства показывает, что это в основном не так.

Последние изменения в комментируемой нормы фактически лишь подчеркивают отсутствие ее любого регулятивного значения.

Водные объекты, леса. Ч. 2 ст. 79 ЗКУ (см. также ч. 3 ст. 373 ГКУ) предусматривает, что «право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на … водные объекты, леса …, которые на ней находятся». Кроме того, ст.

13 Лесного кодекса Украины предусматривает, что право собственности на леса удостоверяется государственным актом на право собственности на землю, а право собственности на леса возникает с момента получения этого документа.

На первый взгляд, это свидетельствует о том, что понятие «земля» и «земельный участок» в законодательстве Украины охватывают не только соответствующее пространство, но и упомянутые природные ресурсы, расположенные в соответствующих пределах.

Однако нам представляется, что процитированные положения законодательства следует толковать иначе.

Поскольку воды и леса являются отдельными природными ресурсами, имеют отличный от земли правовой режим, для их использования закон обычно требует получать специальные разрешения независимо от наличия у пользователя прав на земельный участок, считаем, что следует разграничивать земли, земельные участки, с одной стороны, и леса и воды — с другой. Поэтому провозглашение собственника земельного участка «автоматически» владельцем указанных природных ресурсов фактически является декларацией, не наполненной реальным содержанием: собственник земельного участка (за некоторыми незначительными исключениями, которые подтверждают правило) не имеет возможности по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться водами и лесами, расположенными в пределах земельного участка. Итак, считаем, что воды и леса не охватываются понятием «земельный участок».

Обратите внимание

Так, например, ч. 3 ст. 13 Лесного кодекса Украины предусматривает, что «документом, удостоверяющим право частной собственности на леса, является государственный акт на право собственности на землю, выданный на соответствующий земельный участок».

Однако, осуществление права собственности на леса невозможно только на основании такого документа — необходимо получение разрешения в соответствии с требованиями ст. 13 Лесного кодекса Украины.

Данный пример свидетельствует о том, что два объекта (земельный участок и лес) не только не совпадают, но и имеют отличный правовой режим.

Надра. Комментируемая норма не описывает соотношение права собственности на земельный участок с правом на недра в ее пределах. Ст.

23 Кодекса Украины о недрах дает землевладельцу и землепользователю право без отдельного разрешения и внесения платы осуществлять ограниченное использование недр его участком: «землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых потребностей полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров и пресные подземные воды до 20 метров и использовать недра для хозяйственных и бытовых нужд «. На первый взгляд, это также может означать, что недра являются составными земельных участков. Однако, по нашему мнению, нет достаточных оснований даже для того, чтобы считать недра не только составной, но хотя бы принадлежностью земельного участка (как предлагает Р. С. Кирин239). К такому выводу следует прийти на том основании, что недра могут находиться исключительно в собственности народа Украины (ст. 4 Кодекса Украины о недрах), а право недропользования землевладельцев и землепользователей ограничивается несколькими видами ограниченного пользования исчерпывающим перечнем ископаемых. Термин же «принадлежность» употребляется обычно для того, чтобы показать, что некий объект (вещь) имеет общий правовой режим с «основной» вещью (ст. 186 ГКУ). В случае с недрами и земельным участком это не так, значит, недра не являются принадлежностью земельного участка.

Поверхностный (почвенный) слой. Ч. 2 ст. 79 ЗКУ (см. также ч. 3 ст. 373 ГКУ) предусматривает, что «право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой …».

В противоположность водам, лесам и недрам, почвы имеют общий режим с земельным участком, землей, их использование, охрана и воспроизводство регламентируются именно земельным законодательством.

Исходя из этого, считаем, что понятие «земельный участок» и «земля» в понимании действующего законодательства охватывают не только пространство над и под земной поверхностью, но и находится в пределах этого пространства почвенный покров. Так, почвы — составляющие земель (земельных участков).

Важно

Интересно, что законодательство Российской Федерации (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ) прямо указывает, что поверхностный (почвенный) слой входит в понятие «земельный участок» («земельный участок — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой) …» ).

Здания и сооружения. Важным, хотя и не решенным в комментируемой части, является вопрос соотношения прав на землю с правом на расположенные на нем здания и сооружения. По этому поводу следует отметить следующее.

Пограничные сооружения законодательство фактически относит к принадлежностей земельного участка (ст. 108 ЗКУ). Вопрос же о соотношении земельного участка и других капитальных строений и сооружений на ней расположены, является интересным и неоднозначным.

В гражданском праве здания и сооружения считались неотъемлемой частью земельного участка, действовал принцип «superficies solo cedit» (наземное имущество прирастает к земельному участку) 240.

Однако в дальнейшем, с усложнением оборота, общественных отношений, в правовых системах многих европейских стран существования построек на чужой земле стало реальнистю241.

В большинстве современных стран здания и сооружения признаются принадлежностями земельного участка, в Украине же долгое время было наоборот: ЗКУ 1990 предусматривал, что участок «автоматически» следовала юридической судьбы зданий и сооружений, расположенных на ней (ст. 30). В судебной практике преобладал подход, согласно которому переход права происходило даже независимо от удостоверения государственным актом права наступника242.

Впоследствии определенное время по земельным законодательством Украины земельный участок и капитальные здания и сооружения должны независимый правовой режим (см. первоначальную редакцию ст. 120 ЗКУ).

Такой режим земельных участков сохранялся даже до вступления в силу ГКУ, где в ст. 377 было предусмотрено «автоматический» переход права на земельный участок вслед за недвижимостью (коллизия между ст. 120 ЗКУ и ст.

377 ГКУ на практике преимущественно решалась в пользу последней).

Совет

Законом от 27.04.2007 ст. 120 ЗКУ были внесены изменения, и в новой редакции статья соответствует общему подходу ГКУ (ст. ст. 377, 796, 1225 ГК), по которому земельный участок разделяет юридическую судьбу расположенного на нем недвижимого имущества. Вместе с тем, данное правило является непростым и проблемным в реализации (см. комментарий к ст. 120 ЗКУ).

Многолетние насаждения. Согласно ч. 2 ст. 79 ЗКУ (см. также ч. 3 ст. 373 ГКУ), «право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на … многолетние насаждения, находящиеся на нем».

Считаем, что это позволяет считать многолетние насаждения принадлежностью земельного участка, которая обычно следует ее юридической судьбы.

Однако есть и исключения, прямо предусмотренных законодательством: так, при паевании земель и имущества коллективных сельскохозяйственных предприятий законодательство относит многолетние насаждения к имуществу, которое не подлежит делению (п.

21 Методики уточнения состава и стоимости паевых фондов имущества членов коллективных сельскохозяйственных предприятий, в том числе реорганизованных, утв. постановлением КМУ от 28.02.2001 N 177), земельные же участка под насаждениями паюються между субъектами права на земельную долю (пай).

На данном информационно-юридическом веб-ресурсе Вы обладаете прекрасной возможностью найти всё, что потребуется для эффективного решения Вашего вопроса: случаи из практики судов, словарь юридических понятий, база процессуальной документации, комментарии к национальному законодательству, все нужные законодательные акты и контактны всех органов и учреждений Украины.

Юридический веб-портал ООО «Право Украины» предоставляет непосредственную возможность Вам — заполучить квалифицированную правовую консультацию — помощь юриста онлайн от наших профессиональных юристов.

Итак, если Вы столкнулись с юридической проблемой, и Вам требуется профессиональная помощь юриста онлайн – заполните форму вопроса.

Мы выполним всё, чтобы Ваши права и свободы были надежно обеспечены!

Источник: https://juristoff.com/resyrsi/kz/zku/1405-statya-79-zemelnyj-uchastok-kak-obekt-prava-sobstvennosti

Ссылка на основную публикацию