Изменение кадастровой стоимости земельного участка: как оспорить и судебная практика по оспариванию

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости

Основания для пересмотра кадастровой стоимости в суде

Порядок оспаривания

Необходимые документы

Определение подсудности и порядок подачи искового заявление

Порядок рассмотрения заявления судом

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества применяется при исчислении налога на имущество, земельного налога, а также налога при продаже недвижимости в случаях, если объект недвижимости находился в собственности менее 5 лет.

В практике встречаются случаи, когда кадастровая оценка объекта недвижимости и, следовательно, налоговая база является завышенной. Законодательством предусмотрен порядок обжалования результатов кадастровой оценки. Подробнее о способах изменения кадастровой стоимости можно прочитать в статье по ссылке.

В соответствии с Закон об оценочной деятельности результаты оценки могут быть оспорены юридическими и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц:

  1. в региональную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную в Росреестре. Подробнее о порядке подачи заявления в комиссию можно прочитать в статье по ссылке;
  2. либо в суд.

В настоящей статье рассмотрим судебный порядок оспаривания стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

  1. недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  2. установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить результаты определения кадастровой стоимости можно в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРП) результатов определения кадастровой стоимости, но не позднее момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в суд

Если комиссия отказала в пересмотре кадастровой стоимости собственник объекта недвижимости вправе обратиться в суд.

Для этого необходимо составить исковое заявление или обратиться в адвокатскую компанию для составления такого заявления.

В зависимости от того, было ли досудебное обращение в комиссию при Росреестре, при обращении в суд необходимо подготовьте административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости или административное исковое заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Обратите внимание

В соответствии с данным постановлением исковое заявление может содержать следующие требования: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости или об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки. При этом суд не будет рассматривать решение комиссии, даже если таковое имеется.

Административное исковое заявление должно отвечать требованиям ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ и содержать следующие сведения:

  • наименование суда, в который вы направляете иск;
  • Ф.И.О., место жительства или место пребывания заявителя, дату и место рождения; наименование или Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании — если иск подает представитель; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
  • наименование административного ответчика и его местонахождение, а также номера его телефонов, факсов и адрес электронной почты (если известны).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается Росреестр.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана;

  • сведения о том, какие права и законные интересы нарушены;
  • требования, а также основания и доводы, посредством которых обосновываются требования;
  • сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения — если такое обращение подавалось;
  • перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов или сведения о невозможности приложить к заявлению какие-либо документы.

Необходимые документы

К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  1. уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
  2. выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  3. копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  4. документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
  5. отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  6. решение комиссии (при наличии);
  7. документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);
  8. документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;
  9. иные документы, подтверждающие требования.

Порядок подачи искового заявления в суд

Определение подсудности

С административным исковым заявлением и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 3 Постановления № 28).

Сроки подачи искового заявления

Подать административное исковое заявление можно в следующие сроки:

  • в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ЕГРН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен;

  • в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии — в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.

Порядок рассмотрения заявления в суде

Дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения может быть продлен максимум на один месяц. Дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена по решению суда, то для исчисления налога на имущество сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Подготовлено «Персональные права.ру»

Источник: http://personright.ru/zhilishchno-kommunalnoye-khozyaystvo/kadastrovaya-stoimost/333-sudebnyy-poryadok-osparivaniya.html

Судебная практика уменьшение кадастровой стоимости земельного участка

• В Постановлении ФАС Московского округа от 21.09.

2011 по делу N А41-28886/10 , указано, что «суды признали пропущенным установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок на обжалование в судебном порядке действий Управления Роснедвижимости по Московской области», поскольку об изменении кадастровой стоимости земельного участка обществу стало известно уже в феврале 2010 г. «С заявлением о признании незаконными действий названного Управления и обязании рассчитать кадастровую стоимость, а также внести исправления в госкадастр недвижимости общество обратилось 05.08.2010, т.е. с нарушением установленного срока».

Суды НЕ ВСЕГДА выясняют, когда именно предпринимателям, подающим иски в суд, становится известно о нарушении их прав и законных интересов, а также содержание документов, на основании которых в государственный земельный кадастр вносится оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, не всегда дают оценку имеющимся в материалах дела выпискам из кадастрового паспорта земельного участка и не устанавливают, когда именно заявитель их получил.

Выкуп земельного участка под зданиями и строениями

Переломным моментом в снижении или пересмотре кадастровой стоимости послужил момент вынесения ВАС РФ Постановления № 913/11, в соответствии с которым была определена правовая позиция лиц, права которых были нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости участка земли.

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нарушенные права подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, и должен рассматриваться по общим правилам искового производства. Истцом в суде выступает собственник земельного участка или арендатор.

Ответчиком – ФГБУ «Кадастровая палата».

Земельный налог в России – форма сбора денег для бюджета, которая существует очень и очень давно. Еще в Древней Руси земля считалась главным источником доходов. Первое упоминание о земле, как доходной (податной) единице появилось примерно к 1273 году.

Если вернуться ко дню сегодняшнему, то земельный налог – один из главных при пополнении бюджета. Земельные участки в собственности, в пользовании, в аренде имеет каждый второй житель Российской федерации.

Сборы по земельному налогу поступают в местные бюджеты тех муниципальных или государственных образований, на территории которых находится земельный участок.

PRO новостройку 7 (499) 703-51-68 (Москва)

  • неверное отражение информации о виде разрешенного пользования наделом;
  • неточный учет показателей – геологическое месторасположения земли, наличие или отсутствие обременений;
  • развитость и пошаговая доступность к объектам инфраструктуры, что значительно отражается на кадастровом ценообразовании.

В 2013 году была проведена кадастровая оценка участков земли. Большинство владельцев недвижимого имущества получили квитанции на уплату налога, определенного по налоговой базе – рыночной стоимости объекта.

Законом предполагалось, что кадастровый показатель будет отражать реальную цену на определенный участок на рынке недвижимости.

Еще почитать:  Как по правилам перевозить грудничка в машине

Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка: судебная практика

Согласно ст.

131 ГПК РФ истцу в подаваемом заявлении следует как можно подробней указать, почему стоимость земельного участка, указанная в кадастре не отвечает действительности, где были нарушены интересы землепользователя и права, а также, в случае обращения в Комиссию, причину несогласия с ее решением. Так же нужно документально подтвердить указанные в заявлении факты. Кроме того, согласно ст.132 ГПК истцу необходимо подготовить следующие документы:

  • Копии исковых заявлений для каждого из участников процесса;
  • Документы, подтверждающие претензионные требования и их копии для каждого участника;
  • Квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины. На сегодняшний день ее размер составляет 300 рублей. Если земельных участков несколько, то пошлина уплачивается за каждый.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости, оценка для оспаривания кадастровой стоимости земельного участка

А нужна ли вообще борьба за снижение кадастровой стоимости земельного участка? Сам процесс оспаривания влечет за собой наличие определенных издержек. Перед тем как приступить к процедуре признания кадастровой стоимости на уровне рыночной важно определиться с несколькими вопросами:

* Обратите внимание! При работе с нашей компанией в области оценки земли для установления кадастровой стоимости на уровне рыночной, затраты на прохождение экспертизы в СРО будут минимальными. Это связано с тем, что мы неоднократно проходили экспертизу, что позволяет значительно снизить стоимость самой экспертизы!

Юридическая Коллегия

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка началось с Постановления ВАС РФ № 913/11, которое определило правовую позицию лиц, права которых были нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости участка земли.

Читайте также:  Договор купли-продажи доли в квартире: как оформить, образец, актуальный на 2019 год

Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нарушенные права подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, и должен рассматриваться по общим правилам искового производства. Истцом в суде выступает собственник земельного участка или арендатор.

Ответчиком – ФГБУ «Кадастровая палата».

Если Вы зашли на данную страницу нашего сайта, значит, решили заняться вопросом «как уменьшить кадастровоу стоимость земельного участка», а мы как раз успешно занимаемся юридическим сопровождением снижения и оспаривания кадастровой стоимости земли, здания, строения в Челябинске, Челябинской, Свердловской, Курганских областях. Если вы недовольны результатами кадастровой оценки земельного участка или решением, принятым комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земли, вы можете оспорить это решение в Арбитражном суде.

Оспаривание кадастровой оценки: нюансы процедуры

Причиной отклонения стало несоответствие отчетов об оценке предъявляемым к ним требованиям.

Например, комиссией было установлено, что оценщики неправильно оформляют отчеты, не используют обязательные методы оценки или не обосновывают отказ от применения тех или иных оценочных подходов, неправильно подбирают объекты-аналоги, не прикладывают фото с осмотров объектов недвижимости, применяют метод массовой оценки, не учитывают требуемые корректировки или не правильно их рассчитывают. Одним словом, главные риски при обращении за пересмотром кадастровой стоимости в комиссию связаны с качеством заключения оценщика.

Еще почитать:  Заработок за 12 месяцев для производственной характеристики

Когда, наконец, заявитель получил положительное решение комиссии или суда, и в отношении объекта недвижимости установлена новая кадастровая стоимость в размере рыночной, кадастровая палата субъекта обязана внести соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости. Эти сведения в дальнейшем будут запрашиваться налоговым органом при проверке налоговых деклараций заявителя.

Уменьшение кадастровой стоимости земли, строения

В начале октября 2013 г.

к нам обратился директор общества с ограниченной ответственностью, которое владеет двумя земельными участками в Челябинской области, город Копейск и использует их в коммерческой деятельности и для получения постоянного дохода.

После получения кадастрового паспорта на земельные участки ему стало известно, что у одного участка кадастровая стоимость составляет — более 41 000 000 руб. 00 коп, а второго — 18 000 000 руб. 00 коп. На консультации, изучив документы было предложено.

Дело А76-17703/2013 решение принято 30 декабря 2013 г. Арбитражным судом Челябинской области: кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 400 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, Сосновский район, установить в размере его рыночной стоимости – 391 000 руб. (составлял 1 268 116 руб. )

Судебная практика по оспариванию кадастровой стоимости

Рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (Определение ВС РФ от 01.09.2014 N 307-ЭС14-550).

Источник: http://uristtop.ru/privatizatsiya/sudebnaya-praktika-umenshenie-kadastrovoj-stoimosti-zemelnogo-uchastka

Порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (судебная практика, новое в законодательстве) (Савостьянова О.Н.)

Дата размещения статьи: 09.03.2017

Кадастровые отношения возникают при осуществлении кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а также при подготовке документов, необходимых для такого учета .———————————

Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. 2013. N 6. С. 21.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных предусмотренных законодательством целях.

Важно

В частности, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) .

Следовательно, арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости .

——————————— Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Рос. газ. 2001. 30 октября.

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 82-АПГ15-26 // СПС «КонсультантПлюс».

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственная кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 N 135-ФЗ (далее — Закон об оценочной деятельности) .———————————

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // Рос. газ. 1998. 6 августа.

В ст. 24.

19 Закона об оценочной деятельности приведены случаи, в которых может быть определена кадастровая стоимость: при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости; включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесение в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости .———————————

Редакция ст. 24.19 приведена в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации от 03.07.2016 N 361-ФЗ», вступающими в силу с 1 января 2017 г.).

Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке.

С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) на законодательном уровне произошло закрепление порядка осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий . С 15 сентября 2015 г. результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.——————————— Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // Рос. газ. 2015. 11 марта.

Еронина М.А. Процессуально-правовая характеристика налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. N 2. С. 39.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г.

Совет

N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» , административным истцом в суд могут быть заявлены следующие требования: об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки; об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.———————————

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» // Рос. газ. 2015. 10 июля.

При этом в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 подчеркивается, что требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей. В принятии таких административных исковых заявлений судом или будет отказано на основании п. 1 ч. 1 ст.

128 КАС РФ или они подлежат возвращению в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ.Исходя из положений п. 15 ст. 20, ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление подается в Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.В п.

6 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28 приводится перечень лиц, которые вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Это: юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности; органы государственной власти, местного самоуправления — в отношении объектов государственной или муниципальной собственности; федеральный орган исполнительной власти — в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; бывший собственник объекта недвижимости, если результатом кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица, как налогоплательщика в налоговом периоде, в котором подано заявление; участник долевой собственности на недвижимое имущество (независимо от согласия других сособственников недвижимости); арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта кадастровой недвижимости; лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если выкупная цена такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости; прокурор — в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Следует отметить, что положение ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет .———————————

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования г. Братска» // СПС «КонсультантПлюс».

В силу ч. 3 ст.

245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшим изменение его кадастровой стоимости.Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 г. N 28).Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то есть в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.3 июля 2016 г. был принят специальный Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» N 237-ФЗ, вступающий в силу 1 января 2017 г. , которым урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.———————————

Обратите внимание

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» // Рос. газ. 2016. 6 июля.

Читайте также:  Процедура временой регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в рф

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/23288

Снижение кадастровой стоимости: идем в суд!

Начиная с 2013 года по всей стране началась массовая переоценка кадастровой стоимости земельных участков. При этом, новая кадастровая стоимость откровенно удивляет правообладателей недвижимости, а иногда, и просто повергает их в шок. Ведь от её размера зависит и стоимость выкупа земельных участков, размер аренды государственной земли, а также налоговые платежи.

В настоящий момент на рассмотрении государственной думы РФ находится законопроект, предусматривающий внесение в Налоговый кодекс РФ изменения, в соответствии с которыми размер налога на недвижимость будет теперь начисляться исходя не из балансовой стоимости нежилых помещений, а из кадастровой стоимости таких объектов.   

В связи  с этим, максимально остро встает вопрос необоснованного завышения кадастровой стоимости недвижимости при её пересчете органами государственной власти.  За защитой своих прав правообладатели недвижимости чаще всего вынуждены будут идти в суд.

Какова процедура переоценки кадастровой стоимости?

В соответствии с действующей редакцией статьи 66 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – «ЗК РФ») кадастровая стоимость земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости, а сама процедура кадастровой оценки фактически приравнена к методикам рыночной оценки стоимости имущества. Основные правовые нормы, регулирующие данную сферу находятся в главе III.1 ФЗ РФ №135-ФЗ  «Об оценочной деятельности в РФ».

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или по решению органа местного самоуправления.

При этом, формированием перечня объектов недвижимости, которые подлежат государственной кадастровой оценке,  ведуют те же самые органы государственной власти. Таким образом, только от их воли зависит попадет ли ваш объект недвижимости под переоценку или нет.

Единственное главное условие состоит в том, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении недвижимости, учтенной  в государственном кадастре недвижимости.

После утверждения указанного выше перечня и составления отчета об оценке привлеченными органами власти оценщиками,  результаты переоценки объектов недвижимости подлежат утверждению и опубликованию в порядке, установленным ФЗ РФ «Об оценочной деятельности РФ».

Важно

В случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права физических или юридических лиц, они вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости, в орган, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения.

Уже на этой стадии возможно инициация процедуры обжалования результатов переоценки в  комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, о чем мы поговорим чуть позже в данной статье.

Если жалоба заинтересованного лица данной комиссией признана необоснованной, материалы переоценки кадастровой стоимости направляются в Федеральную кадастровую палату Росреестра РФ, в компетенцию которой входит ведение  Государственного кадастра недвижимости (далее по тексту – «ГКН»), содержащего кадастровую стоимость всех учтенных в ГКН объектов.

После этого, содержащуюся в кадастре недвижимости кадастровую стоимость вашего объекта вправе использовать все уполномоченные органы государственной  власти, в том числе, и Федеральная налоговая служба России.  

Так как оценщики в ходе составления оценки кадастровой стоимости исходят из методик, применяемых для расчета рыночной стоимости недвижимости, а также учитывая что они свободны в подготовке своего отчета, «обновленная» кадастровая стоимость может Вас мягко говоря удивить.

Что касаемо земельных участков, в том числе, сельскохозяйственного назначения, изменение кадастровой стоимости происходит еще в более упрощенном порядке, так как применяются расчетные методы, применяющие так называемые средний (удельный) уровень кадастровой стоимости.

При этом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В настоящий момент, для большинства муниципальных районов такой показатель не утвержден, а при пересчете кадастровой стоимости органы власти используют соответствующие показатели для субъектов РФ, что не соответствует закону.  

Что же делать, если вы не согласны с переоценкой?

Как уже указывалось выше, первая возможность оспаривания результатов переоценки объекта недвижимости – это обращение в соответствующую комиссию.

Совет

Результаты кадастровой переоценки могут быть обжалованы как физическими и юридическими лицами, если такие результаты затрагивают права этих лиц, или же органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом оспорить результаты переоценки возможно только в течение шести месяцев с момента внесения новой стоимости в ГКН.

В Комиссиях кадастровая стоимость может быть оспорена по следующим основаниям:

— недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

— установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости с необходимыми приложениями. Именно от основания оспаривания будет различаться и комплектность документов, которые необходимо предоставить.

Главная проблема этого пути заключается в том, по закону Комиссии должны функционировать при каждом управлении Росреестра по субъекту РФ и рассматривать соответствующие заявления.

Но на деле такие Комиссии отсутствуют в большинстве субъектов РФ, что лишает возможность правообладателей использовать данный способ защиты своих прав.

Заинтересованным лицам остается только одно – обращаться в суд.

Сам Закон «Об оценочной деятельности в РФ» в статье 24.19 закрепляет возможность оспаривание результатов государственной кадастровой оценки в судебном порядке. 

При этом, обращение в суд должно носить исковой, а не административно-публичный  характер. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.

2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Как указал ВАС РФ, такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.

Обратите внимание

В связи с этим, срок защиты своих прав заинтересованным лицом соответствует  сроку общей исковой давности, то есть три года. При этом, данный срок по правилам статьи 200 Гражданского Кодекса РФ  (далее по тексту – «ГК РФ»), может исчисляться с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, то есть с момента, когда вы узнали о переоценки объекта.

К счастью, данные требования носят неимущественных характер, а значит, для обращения в суд заинтересованное лицо должно оплатить «символическую» госпошлину.

Ориентируясь на нормы закона, а также исходя из сложившейся судебной практики и позиции ВАС РФ при подаче иска следует заявлять следующие исковые требования:

— о признании несоответстствующей рыночной новой кадастровой стоимости вашего объекта (или удельный показатель кадастровой стоимости, примененный для вашего объекта недвижимости).

— об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости, определенной путем оценки или экспертизы, проведенной в суде.  

— об обязании Кадастровой палаты внести соответствующие изменения в ГКН.

Так как именно вы обжалуете не устроившую Вас оценку, на вас ляжет обязанность доказывания её несоответствия рыночной стоимости. Для этого до подачи иска, необходимо самостоятельно, с привлечением оценщиков, осуществить рыночную оценку стоимости вашего объекта. 

Большой плюс заключается в том, что вы сами можете выбрать оценочную организацию и обсудить с оценщиком все тонкости оценки. А минус заключается в том, что данные действия будут осуществлены Вами до подачи иска, а значит, при его удовлетворении, расходы на оценку не могут быть взысканы с Кадастровой платы в качестве судебных издержек. 

Второй путь – это проведение экспертизы в целях определения рыночной стоимости объекта в судебном порядке, на основании определения суда.

Для ее проведения необходимо заявить соответствующее ходатайство и предоставить суду сведения о возможных экспертных учреждениях, которые готовы провести такую оценку.

  В данном случае, возможность проведения такой экспертизы вы также можете заранее согласовать с оценщиками и, впоследствии, расходы на оплату экспертизы, которые лягут на Ваши плечи, подлежат взысканию с Ответчика – Кадастровой палаты, на общих основаниях.

Важно

В случае удовлетворения вашего искового заявления вступившее в силу решение суда является основанием для изменения в ГКН кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Тенденции судебной практики в отношении земельных участков

В настоящее время споры по обжалованию переоценки кадастровой стоимости в основном касаются земельных участков.  

При обжаловании переоценки земли самым спорным до настоящего момента остается вопрос о том, с какого момента должна быть определена судом кадастровая стоимость земельного участка, если суд придет к мнению об обоснованности требований истца.

Существует подход, при котором заявители просят установить рыночную цену на момент переоценки, то есть «задним числом». Именно на дату обжалуемой государственной кадастровой оценки, по поручению Истца, оценщики и определяют рыночную стоимость земли.

Впоследствии, это дает основание заинтересованным лицам даже пересчитать и взыскать с налогового органа переплаченные налоговые платежи (налог на землю) с момента, когда в ГКН была внесена некорректная и оспоренная заявителем стоимость земли.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/OneBlog/9420

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка для ее уменьшения, снижения | Юридические Советы

Последнее обновление Март 2019

Кадастровая стоимость недвижимости устанавливается государством и влияет на многие финансовые вопросы, связанные с использованием недвижимости. Зачастую она завышена. Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размер земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иные ситуации.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Тоже касается и земельных участков.

Иногда наоборот собственник заинтересован в ее увеличении (в основном это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и пр.). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры;
  • арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и др..

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.

Как определить необходимость оспаривания

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации, и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ.

В этом постановлении указываются категории земель и в зависимости от того или иного населенного пункта устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка.

Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.
Читайте также:  Наследственная масса: определение, что входит в наследственную массу, составление иска

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.

Способы снижения кадастровой стоимости

В соответствии с законодательством существует два способа изменения:

  • через комиссию по переоценке;
  • в судебном порядке.

Забегая вперед скажем, что наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это по сути тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов.

Уменьшение стоимости в комиссии

В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица – собственники или иные правообладатели недвижимости.

Для организаций обращение в комиссию перед обращением в суд обязательно. Для граждан и индивидуальных предпринимателей такой обязанности нет, это их право. Поэтому в целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения — в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадаст.оценке (чаще всего это касается строений, сооружений нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный) ;
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадаст.оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет.

Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр.

Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, заявитель может обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан.

Дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки.

Например

Источник: http://juresovet.ru/osparivanie-kadastrovoj-stoimosti-nedvizhimosti/

Оспаривание кадастровой стоимости участка

Кадастровая стоимость земельного участка определяется с целью законного обложения налогом, для продажи и в других случаях, требующих информации о стоимости  земельного объекта.

Часто владелец не согласен с решением оценочной комиссии, и он должен знать, как обжаловать кадастровую стоимость земельного участка.

При определении стоимости земельного участка учитываются экономические характеристики объекта, возможности по использованию, рыночные показатели в сравнении с аналогичными участками.

Совет

Когда проводится государственная оценка объекта, невозможно учесть все особенности рассматриваемого участка, так как оценка в данном случае опирается на массовые показатели и часто бывает завышена или занижена. Независимый Оценщик берет во внимание все особенности участка и составляет наиболее объективное заключение о стоимости земельного участка.

В таких ситуациях назначается оценка земельных участков для оспаривания кадастровой стоимости.

Оценка земельного участка государственными службами

Закон предусматривает оценку земельного участка по требованию исполнительного органа субъекта РФ в обязательном порядке раз в пять лет, но не чаще одного раза в три года. Каждому объекту в реестре присвоен индивидуальный номер. Объектами учета являются здания помещений, предприятий промышленного характера, земельные участки, недостроенные сооружения.

Узнать стоимость объекта можно посредством Интернета на публичной кадастровой карте Росреестра и по запросу в отделении кадастровой палаты в виде выписки, которую там выдадут.

В каком случае проводится процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка?

При определении цены объекта недвижимости часто допускаются ошибки и неточности в определении границ , характера и плана строений, в результате чего возникает техническая ошибка, влияющая на объективность решения о стоимости объекта.

Изменение рыночной стоимости относительно времени оценки.

Порядок обжалования кадастровой стоимости земельного участка

Решение государственной оценки стоимости объекта могут быть пересмотрены по инициативе владельца, если это касается прав и обязанностей юридических и физических лиц.

Государственные органы так же могут инициировать пересмотр оценки объектов, находящихся на балансе муниципалитета.  Рассматривает такие вопросы  Комиссия   по рассмотрению спорных вопросов о результатах определения стоимости земельных участков.

Существует и судебная практика по оспориванию кадастровой стоимости земельного участка. В этом случае  в Комиссию не обращаются.

Есть определенный порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка. Для этого надо осуществить следующие шаги:

  • Проанализировать выгодность переоценки объекта, проконсультироваться по данному вопросу в налоговой службе. Консультация проводится до оформления договора об оценке объекта. Выводы предоставляются в течении 2 дней с момента обращения.
  • Решение об оценке составляется 15- 20 дней с учетом требований законов  по оценочной деятельности.
  • Если независимый Оценщик понижает кадастровую стоимость объекта более, чем на 30%, необходимо получить положительное заключение экспертов на его Отчет. Этот анализ проводится в течении 15 рабочих дней.

Судебная практика по обжалованию кадастровой стоимости земельного участка предусматривает отстаивание интересов заказчика переоценки (недооценки) объекта независимым Оценщиком, который составлял Отчет.

Новая утвержденная стоимость применяется с даты внесения ее в кадастр недвижимости. 

Обжалование кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость – это величина ценности участка земли при непосредственном его использовании. От кадастровой стоимости зависит размер земельного налога, исчисление арендной платы, цена участка при выкупе его из собственности муниципалитета или государства.

Земельное законодательство предусматривает обязательную оценку каждого земельного участка. Во многих случаях кадастровая стоимость земли многократно увеличена по отношению к рыночной стоимости .

С этим фактом столкнулись многие владельцы участков. Они напрямую заинтересованы в снижении кадастровой стоимости для объективного начисления указанных выше выплат.

Обратите внимание

Российское законодательство настаивает, чтобы была проведена оценка земельных участков для оспаривания кадастровой стоимости.

Это, безусловно, хлопотная и затратная процедура. Но все окупится, когда уменьшатся налоговые выплаты в соответствии с исправленной кадастровой стоимостью. Даже если владелец не ставит существующую кадастровую цену в налоговой декларации, то инспекция, имея доступ к Росеестру, выяснит ее и перечислит налог за землю в соответствии с установленными  показателями.

Причины несоответствия рыночной и государственной оценки земли

  • Неправильное определение участка земли по типу его использования. Стоимость разных по типу применения земельных наделов может отличаться в несколько раз.

  • Может быть искажена информация при оценке, так как специалист опирается при оценке на открытые источники(СМИ, интернет – базы), а не на реальную стоимость объекта. Чем дороже продаются рядом лежащие наделы, тем выше будет стоимость оцениваемого участка.

    Цены на рынке могут меняться, это отражается в открытых источниках. Но после утвержденной оценки стоимость не изменится.

  • Не учитывается индивидуальные особенности участка – месторасположение, высота грунтовых вод, близость к транспортным магистралям, ЛЭП, к иным коммуникациям и т.д.

  • Сложности оформления права собственности.

Взять во внимание все нюансы сложно и нереально, когда проводится глобальная оценка земли в государственных масштабах.

Судебная практика по оспариванию кадастровой стоимости

В суде расскажут, как оспорить кадастровую стоимость земли.

Ст. 66 Земельного кодекса предписывает оценивать участки земли по рыночному номиналу. Значит, при оспаривании государственной оценки следует исходить из изменения рыночной стоимости объекта по сравнению с кадастровой. Доказательством изменения должно служить решение специализированной оценочной комиссии, которая по требованию землевладельца производит самостоятельную оценку земли.

Мы ответим на все Ваши вопросы и обязательно поможем! Позвоните нам прямо сейчас по телефону «Горячей линии» (812) 425 31 40 и получите юридическую консультацию!

Споры регулируются ст.24 закона «об оценочной деятельности в РФ». В нем требуется установление реальной рыночной цены объекта. Разногласия можно решить в судебном и административном порядке.

Если с момента фиксации стоимости участка в Росреестре не прошло больше полугода, то по заявлению владельца цена может быть пересмотрена в кадастровой палате.

Если владельцу было отказано в пересмотре решения и понижении стоимости объекта, он вправе подать исковое заявление  в суд.

В иске он требует признать стоимость участка в размере рыночной. К иску прилагается:

  • Заключение независимой комиссии по оценке, которая устанавливает реальную стоимость ниже государственной оценки. Такой анализ могут осуществить только специальные лицензированные организации.
  • Копия кадастрового паспорта объекта недвижимости.
  • Копия Свидетельства о праве собственности (с недавних пор заменена на выписку из ЕГРП).
  • Квитанция об оплате госпошлины .

Если судебная инстанция удовлетворяет иск владельца объекта, решение об этом становится основанием для изменения кадастровой стоимости участка земли в Государсвенный кадастр недвижимости. Судебный акт закрепляет решение судьи.

Кадастровая стоимость участков резко подскочила в 2011-2012 годах, когда региональные власти утвердили методики по оценке земельных участков. Им выгодно было завысить цены, так как это напрямую влияло на налогообложение. Оно увеличилось, в среднем, в 5 раз.

 Как правило, в суде владельцы собственности выигрывают споры, но им предъявляют высокие коэффициенты расчета земельного налога с порядком применения рыночной стоимости объекта. Налогоплательщики оспаривают не только цену своей недвижимости, но и выплаты по налоговым декларациям за прошлые годы.

 Налогообложение земельных участков

Если суд устанавливал кадастровую стоимость на 1 января 2012 года, налогоплательщик предъявлял декларации, начиная с 2012 года и все последующие на перерасчет налоговых выплат.

Но правовые отношения ранних периодов не могут быть изменены по причине признания кадастровой стоимости завышенной. Налог на земельный участок за прошлые годы не пересматривается и перерасчету не подлежит.

Он будет исчисляться по-новому только с момента вступления в силу судебного акта.

  • Налогоплательщиками признаются только организации или физические лица, имеющие право собственности на объект или право бессрочного пользования им.
  • Налоги начисляются по нормативам, установленным в мунициалитетах, в пределах которых находятся облагаемые объекты. Налоговый период составляет полный календарный год.
  • Решение о пересмотре стоимости земли могут выносить органы самоуправления. Если с их решениями кадастровая палата не согласна, вопрос рассматривается в суде.

Источник: https://mirzoev.pro/information/osparivanie-kadastrovoj-stoimosti-uchastka/

Ссылка на основную публикацию