Рысью, шагом, галопом. Верховая езда как философия и искусство

Лошадиный аллюр — это термин, обозначающий все способы бега лошади. Лошадь во время бега совершает множество движений. Все четыре ноги животного совершают своё движение, у каждой есть свой такт. Все это вместе складывается в понятие аллюра. Любой всадник, даже начинающий, должен изучить эти способы движений, ведь для каждого из них от всадника также требуются определённые усилия. Наездник не только управляет лошадью, он подстраивается под неё. От этого зависит то, как он сохраняет баланс, какую держит посадку.

Основа основ — шаг

Этот способ передвижения даже именуют королём аллюров, потому что именно с него все начинается. Это самый неторопливый вид движения лошади, он не подгружает мышцы и очень спокоен. Лошадь движется шагом примерно со скоростью 8 километров в час. Но без шага нет верховой езды и именно на нём отсекаются все ошибки, которые в дальнейшем учитываются в тренировке.

Шаг является четырехтактным аллюром. Это значит, что лошадь переставляет ноги по очереди. По звуку это четыре отдельных удара копыт, но по темпу шаг может различаться, это зависит от того, каким именно шагом движется лошадь.

Вороной конь: особенности масти

Существует три типа шага:

  1. Короткий (собранный)
  2. Средний
  3. Широкий (прибавленный)

Между ними хорошо видно различие, особенно по следам копыт. Когда шаг короткий, то следы задних копыт находятся на большом расстоянии от передних. При среднем они попадают на передние. А при прибавленном шаге задние копыта переступают отметины передних.

Помимо следов разницу в шагах можно определить по внешнему виду лошади. Когда конь движется обычно он расслаблен, голова слегка опущена и покачивается. Когда шаг собранный лошадь поднимает ноги выше, поясница подбирается. При длинном шаге скакун поднимает голову, ноги движутся размашисто, а поясница вытянута.

Любая тренировка начинается и заканчивается свободным шагом. Собственно, и способности верхового скакуна оцениваются именно на шаге. Самыми гибкими скакунами считаются те, чьи задние копыта заступают за следы передних примерно на размер одного копыта.

Скрежет стали, стук копыт

Кавалерийская атака является одним из важнейших элементов в изучении вопроса об использовании лошадей на войне в Новое время. Однако зачастую мы имеем о ней искажённое представление и ассоциируем кавалерийскую атаку исключительно с бешеным галопом, которым всадники, подобно вихрю, мчатся по полю битвы. Этим заблуждением мы во многом обязаны блистательной эпохе Наполеоновских войн, когда, согласно уставам того времени, французской кавалерии действительно надлежало атаковать на галопе. А насколько такая практика была актуальной для
XVIXVIIIвеков?

Аллюр боевой лошади

Алгоритм кавалерийской атаки зависит от множества факторов: это и физические кондиции лошади, и вес защитного вооружения на всаднике, и ориентация на огнестрельное или холодное оружие в атаке, выучка и лошади, и всадника, и множество иных обстоятельств. Изучение темпа атаки — это нечто большее, чем просто оценка скорости лошадей. Это попытка понять, насколько различные факторы влияли на тактику кавалерии в то или иное время, а также почему и каким образом эволюционировала тактика конного боя, почему одни доктрины сменяли другие.

Традиционно принято делить аллюр лошади на три естественных темпа: шаг, рысь и галоп. Каждый из этих темпов может быть увеличен, плавно перетекая в другой, более быстрый. Однако ключевая проблема здесь состоит в том, что мы не можем точно высчитать скорость, с которой двигалась лошадь XVI века, нёсшая вооружённого всадника.

​Караколирующие кирасиры - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Караколирующие кирасиры

Более или менее точные цифры, соотносящиеся со скоростью движения французской конницы, стали появляться только в работах Жака Амабля д’Оверня, главного инструктора по верховой езде Королевской военной школы в Париже, занимавшего эту должность с 1756 по 1788 год. Приблизительная скорость движения эскадрона французской конницы во второй половине XVIII века равнялась 5,8–7,7 км/ч при шаге, 7,8–14 км/ч при рыси и 13,3–19 км/ч при галопе. Эти цифры могут показаться заниженными, однако нужно понимать, что необходимость слитного движения целого эскадрона (французский эскадрон в XVIII веке по регламенту должен был насчитывать 150–160 человек) с сохранением строя накладывала ограничения на скорость движения. Также определённую лепту вносил характер ландшафта. Поэтому даже эти данные, собранные д’Овернем путём экспериментов, можно считать условными. И всё же они очень близки к тем, которые французская кавалерия демонстрировала в середине XIX века — 18–21 км/ч для галопа.

Рейтары и караколь

Иоганн Якоби фон Вальхаузен в своём трактате о кавалерии, изданном в 1616 году (когда в реальности на полях сражений копейная конница практически исчезла), писал:

«Копейщик начинает медленно ускоряться, затем переходит на галоп и, наконец, на нужном расстоянии, которое составляет около 60 шагов, он пускает лошадь в карьер

».

Такое последовательное наращивание темпа было обусловлено названными выше ограничениями, действовавшими и на лошадь, и на всадника. Кавалерия в пересчёте на деньги и трудозатраты, связанные с выучкой, стоила на несколько порядков больше, чем пехота, поэтому забота о здоровье лошади была важной задачей для всадника и его командира. Резкий переход на галоп также негативно сказывался на плотности порядков, в то время как согласованность и слитность действий кавалерийского эскадрона была краеугольным камнем его боевой эффективности.

​Анн де Батарне, барон д’Арк, герцог де Жуайёз - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Анн де Батарне, барон д’Арк, герцог де Жуайёз

Действенность этого правила наглядно продемонстрировало сражение при Кутра 20 октября 1587 года, в котором войска Генриха Наваррского разбили армию герцога де Жуайёза. Герцог легкомысленно проигнорировал возможные последствия и бросил свою конницу в атаку на бешеной скорости. Из-за этого к моменту сшибки с кавалерией Наваррского кони воинов де Жуайёза устали и нарушили порядки. Таким образом, кавалерия герцога не могла действовать эффективно и была разбита конницей Генриха.

С середины XVI века, в связи с ростом доли огнестрельного оружия на полях сражений (у конницы это были преимущественно пистолеты с колесцовым замком), появился новый вид тяжёлой кавалерии, существенно повлиявший на общепринятый темп атаки. В отличие от копейной конницы, вооружённые пистолетами рейтары и кирасиры больше не обязаны были вести бой на галопе, поскольку используемое ими оружие накладывало на них определённые ограничения. Огнестрельное оружие того времени не отличалось особой точностью, а произвести меткий выстрел на скаку было ещё сложнее.

Для того, чтобы максимально реализовать огневой потенциал подобной кавалерии, военачальники стали использовать тактику караколя. Она заключалась в том, что всадники, сменяя ряды, разряжали оба своих пистолета в сторону солдат противника, держась от него на расстоянии. В этих условиях снижался спрос к качеству и выучке лошадей. Да и в целом рейтар или кирасир в пересчёте на деньги и трудозатраты стоил существенно меньше, чем обученный конник с копьём. В результате рейтары и кирасиры ездили порой чуть ли не на водовозных клячах.

Использование пистолетов, более простых в обращении, нежели копья, и более низкая стоимость лошадей позволили существенно увеличивать численность рейтар по сравнению с копейной конницей прошлого. Естественным минусом при подобном подходе была неспособность эскадрона слитно идти на галопе: кони были очень разного качества, а выучка всадников порой оставляла желать много лучшего. Поэтому офицеры зачастую предпочитали вести эскадроны рысью, не переходя на галоп, даже если строй эскадрона окончательно не рассыпался.

​Пистолеты с колесцовым замком - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Пистолеты с колесцовым замком

К началу Тридцатилетней войны (1618–1648) копейная конница практически исчезла из западноевропейских армий. Движение рысью, которое предпочитали рейтары, было самым распространённым темпом для кавалерии на полях сражений. Вероятно, к тому моменту, когда в конфликт вступила Швеция, возглавляемая решительным королём Густавом II Адольфом, это была доминирующая доктрина кавалерийской тактики.

Шведская кавалерийская атака

Шведская армия не сразу ступила на путь реформ. Например, в начале войны с Речью Посполитой (1620–1629) шведские кавалеристы, атаковавшие на своих низкорослых лошадках, всё ещё применяли тактику караколя. Однако столкновения со знаменитыми польскими «крылатыми» гусарами быстро показали королю предел эффективности данной тактики, заставив задуматься о необходимости сделать конницу более скоростной и мобильной. Густав решил отныне меньше полагаться на огнестрельное оружие, отдав приоритет рукопашной схватке. В свою очередь, это могло поспособствовать увеличению скорости атаки. Ускорение темпа движения на завершающей стадии атаки сокращало время пребывания кавалерии под огнём неприятеля. С другой стороны, такое ускорение увеличивало ударный эффект конницы, давая ей преимущество в рукопашном столкновении. Этому аспекту придавал особое значение шведский король Густав II Адольф. Наконец, выбор более быстрых темпов атаки стал также возможен благодаря сокращению числа рядов в эскадроне в ходе осуществлённой Густавом глобальной реорганизации шведской армии.

Тем не менее сложно утверждать, что шведская конница в годы Тридцатилетней войны атаковала исключительно на галопе. Например, король ввёл практику, согласно которой между эскадронами кавалерии чуть впереди могли располагаться отряды мушкетёров. Такой комбинированный строй должен был синхронно выдвигаться во фронт противнику, а это, естественно, кардинально ограничивало кавалерию в скорости движения — фактически ей приходилось подстраиваться под темп движения пехоты. Мушкетёры прикрывали конницу, являвшуюся в то время наиболее ценным родом войск. Затем, когда пехота оказывалась в диапазоне неприятельского огня, кавалерия резко взвинчивала темп и устремлялась на неприятеля. Шотландский наёмник в армии Густава II Адольфа генерал Роберт Монро, участник битвы при Брейтенфельде (1631 год), вспоминал, что шведским кавалеристам разрешалось атаковать, когда они оказывались от противника на расстоянии примерно в 50 м. Таким образом, мы можем задаться вопросом, атаковала ли вообще конница Густава на галопе, как это принято считать? Ведь на таком коротком расстоянии лошадь может просто не успеть набрать нужный темп.

​Густав II Адольф - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Густав II Адольф

Начнём с того, что начав атаковать рысью с расстояния в 50 м, всадники теоретически могли перейти на галоп за считанные метры от неприятельских порядков. К тому же конница далеко не всегда действовала совместно с пехотой, и в этом случае отсутствие преграды и ограничителя в виде мушкетёров делало набор нужного темпа атаки более лёгким. Очевидно, тактика шведской конной атаки при совместном действии с мушкетёрами заключалась в следующем. Конница атаковала рысью из-под прикрытия пехоты, затем делала залп из пистолетов на скаку, после чего резко взвинчивала темп, переходя на что-то подобное слегка замедленному галопу на последних метрах перед неприятелем, сокрушая его, уже потрёпанного пистолетным огнём. Такой темп, безусловно, нельзя считать галопом в полном смысле этого слова, поскольку предельно ограниченное расстояние не позволяло развить нужную скорость.

В других европейских армиях

К концу Тридцатилетней войны увеличение темпа кавалерийских атак можно было наблюдать практически во всех сражающихся армиях. Однако сложно сказать, насколько оно приблизилось к шведской модели, подразумевавшей внезапный рывок. В битве при Рокруа 19 мая 1643 года сошлись бывшие союзники и противники шведов: эскадроны эльзасской кавалерии на испанской службе и французская конница маршала Гассиона, бывшего офицера Густава Адольфа. Современники оставили нам упоминание как минимум об одной атаке на галопе со стороны левого крыла французской армии. Граф Анри де ла Ферте-Сеннтерр решил проявить инициативу и повёл свои эскадроны в атаку, однако, как и Жуайёз почти столетием ранее, сделал это слишком поспешно. К моменту сшибки порыв французской кавалерии иссяк, лошади заметно устали. Вступившие с ними в схватку эскадроны из Эльзаса, напротив, проявили выдержку и успешно отразили атаку.

В сражении при Лансе в 1648 году, когда кавалерией на правом крыле командовал уже сам принц Конде, имел место такой эпизод. Французские эскадроны и сражавшиеся на испанской стороне лотарингские эскадроны Линивиля оказались друг напротив друга на расстоянии пистолетного выстрела. В итоге массы конницы сначала обменялись залпами, после чего уже последовала яростная рубка. Однако на таком расстоянии, безусловно, ни одна из сторон не могла атаковать на галопе.

​Граф Жан де Гассион, маршал Франции, участник сражений при Рокруа и Лансе - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Граф Жан де Гассион, маршал Франции, участник сражений при Рокруа и Лансе

Что касается Англии, где в это же время полыхала гражданская война, то там тоже прослеживалась определённая эволюция темпов кавалерийских атак. Доктрина, актуальная для английской кавалерии накануне гражданской войны, во многом походила на традиции армий континентальной Европы начала XVII века, в особенности на голландскую школу. Голландская тактика опиралась преимущественно на огнестрельное оружие и сравнительно медленный темп движения.

Одним из главных инициаторов перемен был, несомненно, принц Руперт, обладавший значительным военным опытом, полученным во время Тридцатилетней войны, где он сражался на стороне протестантов. В ходе первых же стычек с войсками Парламента принц отметил, что атаки его конницы, шедшей на большой скорости, деморализовали противника. Армии Парламента и, в первую очередь, войска Оливера Кромвеля довольно быстро переняли эту тактику кавалерийских атак.

Об этом свидетельствовал, например, кавалерийский офицер в парламентской армии Джон Вернон. В своём трактате «Молодой кавалерист», изданном в 1644 году, он рекомендовал атаковать врага на «полном карьере»

. Тем не менее Вернон всё же советовал всадникам сначала стрелять из пистолетов, а уже затем браться за палаши. Учитывая небольшой радиус огня пистолета, у всадника для ускорения в запасе была сравнительно маленькая дистанция.

​Принц Руперт в бою - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Принц Руперт в бою

В целом пример Густава Адольфа показывал, что облегчение брони у всадников и ориентация на холодное оружие позволяли коннице наращивать темп атаки относительно тактики, принятой в армиях Западной Европы в начале Тридцатилетней войны. Тем не менее использование галопа в атаке оказалось сложным делом, поэтому эффективно действовать подобным образом могли только самые опытные и обученные подразделения.

Век галопа

В конце XVIII века с началом Революционных войн галоп являлся самым распространённым темпом атаки в кавалерийских полках по всей Западной Европе. Эта эволюция была сопряжена со значительными качественными переменами: в эскадронах увеличилось количество офицеров, была улучшена процедура выучки кавалеристов, которые действовали теперь с опорой на подробные тактические инструкции. Как же проходила данная эволюция?

На начало XVIII века галоп всё ещё использовался в европейских армиях очень вариативно. Например, из всей кавалерии Людовика XIV в ходе Войны за испанское наследство атаковать на галопе предпочитали только эскадроны Мэзон дю Руа (гвардии королевского дома) и жандармы — элитные конные части с первоклассными лошадьми. Для других подразделений, вероятно, наиболее актуальной была рекомендация маршала Виллара, который в 1701 году советовал кавалерии атаковать «рысью, чуть ускоряясь за тридцать шагов от неприятеля»

. Подобный подход, вероятно, являлся наиболее распространённым в Западной Европе. Герцог Мальборо, который в конной схватке призывал полагаться исключительно на холодное оружие, разрешал двигаться только быстрой рысью. Таким образом, скорость движения приносилась в жертву сплочённости строя и слитности действий внутри эскадронов.

​Карл XII - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Карл XII

Горячим приверженцем кавалерийских атак на галопе в начале XVIII века был шведский король Карл XII. Начав ускоряться с шага, шведские эскадроны спешно переходили на быструю рысь. Затем, когда до неприятеля оставалось примерно 150 шагов, они пускались в галоп. Возможность реализации такой атаки была обусловлена хорошей выучкой шведской кавалерии. Свою лепту вносила и личность короля, который был буквально одержим рыцарским духом прошедших столетий. Карл придавал большое значение моральному духу своей армии, и шведов перед каждым сражением напутствовали капелланы. Таким образом, атака слитной массы конницы, «колено к колену» (во французской традиции такое построение называлось «botte à botte»

— сапог к сапогу) на галопе имела ещё и мощнейший психологический эффект — не только для неприятеля, но и для самих шведов, убеждённых в собственной неуязвимости.

После гибели шведского короля его дело продолжало жить. На протяжении XVIII века командующие европейских армий всё чаще стремились использовать галоп в действиях кавалерии. Нередко это были частные инициативы, которые не совпадали с общепризнанным мнением, но фактически они приводили к трансформации военной доктрины. Сторонником атак на галопе был французский фельдмаршал Мориц Саксонский, однако его взгляды не находили отклика у высшего командования. Кавалерийские инструкции, изданные во Франции в 1732 году, предусматривали только атаку рысью, в то время как галоп был отвергнут, чтобы не рисковать целостностью эскадронного построения. Таким образом, до Войны за австрийское наследство существенных изменений в тактике кавалерии не наблюдалось.

Прусский реформатор

Реформы пришли оттуда, откуда не ждали — из Пруссии. Фридрих II, пока ещё не Великий, унаследовал от своего отца конницу, более привычную к парадам, нежели к войне. Разгром его кавалерии при Мольвице в 1741 году (само сражение пруссаки всё же смогли выиграть) убедил короля в необходимости радикальных перемен. Фридрих, изучавший историю походов Карла XII, пришёл к выводу, что успеха можно будет достигнуть, только отказавшись от ставки на огнестрельное оружие в конном бою и перейдя на галоп.

​Фридрих Великий - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Фридрих Великий

Естественно, залогом эффективной атаки на галопе была хорошая выучка и слаженность действий эскадронов — только так формация не рассыпалась бы при движении, и конница сохранила бы свои ударные качества. Поэтому Фридрих II был так озабочен обучением своих войск. Король считал, что атака рысью оказывает негативное влияние на мораль солдат, у которых появляется время подумать, представить себе все возможные последствия кавалерийской сшибки и подсознательно начать избегать её. Движение должно было быть молниеносным, чтобы солдаты не успевали задуматься о своей судьбе и, как следствие, упасть духом. Король впоследствии писал:

«Я водил свои эскадроны на быстром галопе, потому что в этом случае страх держит трусов с остальными — они знают, что если начнут колебаться во время атаки, то будут раздавлены остальной частью эскадрона

».

Прогресс прусской кавалерии был очень быстрым. Вскоре она уже переходила на галоп на расстоянии в 30 шагов от врага. В июле 1744 года расстояние галопирующей атаки было увеличено до 200 шагов, и в завершающей стадии атаки прусские эскадроны должны были врезаться во вражеские порядки на полной скорости. В 1756 году это расстояние достигло астрономических 1,6 км, причём последние 500 м нужно было преодолевать на полной скорости.

Головокружительный успех прусской кавалерии не оставил равнодушными ни противников Фридриха, ни его союзников. Австрийцы, которым больше всего доставалось от прусского короля, в 1751 году издали специальный регламент, также предписывавший кавалерии атаковать на галопе. Однако на практике им потребовалось ещё несколько лет на апробацию и эффективное внедрение этой тактики. У французов дела обстояли ненамного лучше: накануне Семилетней войны (1756–1763) общепринятым темпом кавалерийской атаки была рысь. Только тяжёлые поражения на полях сражений в итоге подтолкнули правящие круги Франции к глобальному пересмотру военной доктрины. Результатом стал изданный в 1766 году ордонанс, который рекомендовал кавалерии переходить на галоп на расстоянии в сто шагов от неприятеля.

​Атака прусской кавалерии при Россбахе 5 ноября 1757 года - Скрежет стали, стук копыт | Warspot.ru
Атака прусской кавалерии при Россбахе 5 ноября 1757 года

Галоп практически не использовался на протяжении XVII века и стал основным темпом атаки европейской кавалерии только во второй половине XVIII столетия. Человеком, оказавшим решающее влияние на возвращение этого темпа атаки на поля сражений, можно считать именно Фридриха II, хотя ощутимую лепту внёс и Карл XII. Безусловно, существовала тенденция к ускорению кавалерийских атак, и переход на галоп неизбежно рано или поздно произошёл бы. Фридрих резко форсировал этот процесс, путём регулярной муштры решив одну из главных проблем, возникавших перед любым военачальником, использовавшим эту тактику. Обученные сохранять строй даже на бешеной скорости, с тренированными выносливыми конями, прусские всадники стали моделью, на которую в последующие десятилетия ровнялись все европейские стратеги.

Редакция Warspot

/

Кавалерия Нового времени: тест Warspot

Знаете ли вы, в каких странах появились виды кавалерии, применявшиеся на полях сражений с конца XV до начала XX веков?

  • армия
  • кавалерия

Станислав Юдин

/

«Сабли в ножны!»: кризис русской кавалерии второй половины XIX века

Рассказ о провальных реформах кавалерийских частей Русской императорской армии в 1880-е годы

  • кавалерия
  • Российская империя
  • XIX век

Александр Свистунов

/

Воинская честь в эпоху «галантных войн»

Моральные принципы офицеров европейских армий XVIII века и противоречия между ними и государственными законами

  • армия
  • до ХХ века
  • Франция
  • Великобритания

Александр Свистунов

/

Магия огня

Тактическая революция в нидерландской армии XVI столетия

  • до ХХ века
  • тактика
  • Нидерланды

Литература:

  1. Childs, J. History of Warfare: Warfare in the Seventeenth Century / John Childs. — 2001.
  2. Black, J. Warfare in the Eighteenth Century / Jeremy Black. — 2002.
  3. Urban, W. Matchlocks to Flintlocks: Warfare in Europe and Beyond 1500–1700 / William Urban. — 2011.
  4. Urban, W. Bayonets and Scimitars: Arms, Armies and Mercenaries 1700–1789 / William Urban. — 2013.

Рысь — аллюр со своим нюансом

Рысь идёт следующим видом движений после шага по скорости. Для новичков рысь зачастую оказывается самым сложным видом передвижения. Во время бега лошади рысью очень сильно ощущаются толчки, а научиться двигаться в такт с конём не так просто. Чтобы подстроиться под такой темп, новичку каждый раз нужно бывать очень внимательным. Умение хорошо держаться в седле при рыси приходит с опытом.

Рысь является двухтактным аллюром, когда лошадь бежит рысью, её ноги попеременно переставляются парами по диагонали. По звуку слышны два удара копытами. Двигаются одновременно задняя и передняя ноги, диагональные друг другу. После этого идёт момент подвисания и двигаются следующие две ноги. Для попадания в такт с лошадью всадник должен приподниматься над седлом на одном толчке и опускаться на толчок следующей пары ног. Когда подвисает лошадь, зависает над седлом и всадник.

Сколько весит лошадь? Средние годы жизни

Как и у шага, есть разные виды рыси:

  1. Собранная
  2. Средняя
  3. Прибавленная
  4. Рабочая

Данные виды схожи по характеристике с аналогичными видами шага. Также присутствуют в рыси виды: учебная рысь, облегчённая рысь. Но это уже понятие, касающееся способа посадки всадника. При учебной рыси наездник должен плотно сидеть в седле, на облегчённой — привставать в момент подвисания.

Есть и специализированные названия для ипподрома, где своя терминология лошадиных бегов. Так, медленная рысь называется трот, а быстрая — размашка. Есть ещё понятия маха и призовой рыси.

Рысью, шагом, галопом. Верховая езда как философия и искусство

спорт, верховая езда, философия, лошадь, содержание
Силой добиться от лошади ничего нельзя – только терпением и лаской.

Верховая езда – спорт серьезный и даже олимпийский. Им можно заниматься начиная с любого возраста. Другое дело, что профессиональная подготовка требует много времени, здоровья и денег. Если же заниматься просто для здоровья, любительски, достаточно делать это регулярно. Как и плавание, верховая езда гармонизирует работу всех мышц.

Лошадь – исключительно доброе и исполнительное животное. Есть даже лечение некоторых заболеваний нервной системы через регулярное общение – настолько положителен может быть эффект. Еще есть мнение, что сам процесс управления лошадью обучает навыкам менеджмента. Заглядываешь ей в глаза и находишь и ум, и юмор, и любопытство… Это очень трудно потом забыть. Веками люди использовали лошадей как транспорт и тягловую силу. После замены животных на тяжелой работе машинами в повседневной жизни остается спорт.

Есть где учиться при желании. Конюшен в пригородах хватает. Многие занимаются «прокатом» – сдают в аренду лошадь на время, устраивают конные прогулки. Для начала, чтобы понять, интересно ли, можно сходить с визитом. Познакомиться с лошадьми, с конюшней. Попробовать свои силы, узнать, есть ли обучение, в чем оно заключается, кто тренер. Только прокат надоест довольно быстро. Обучение здесь сводится к тому, чтобы вы не падали из седла и не навредили лошади. После нескольких занятий на закрытой площадке, в манеже, можно выезжать «в поля». Это могут быть луга, поля или лес – смотря что есть поблизости. С точки зрения навыков это самое важное – уметь ездить верхом в естественных условиях. Хорошо обученная лошадь знает, что такое дисциплина. И понимает программу выездки. Дело наездника – научить отвечать, работать совместно, разговаривать на понятном ей языке. Это – дрессировка, но в ней нужны терпение и любовь. Лошадь должна быть занята, выполняя запросы всадника. Иначе начинает баловаться, призвать к порядку потребует больше времени, усилий и навыков. Часто обучение начинают с езды «в смене» по манежу: несколько лошадей следуют одна за другой. Важно не застрять, так как это повторение за лидером. С этим лошадь справляется почти независимо от уровня подготовки наездника, достаточно сидеть в седле.

Содержание лошади – целое искусство. По их виду, настроению в конюшне можно понять, как о них заботятся. Как правило, основную часть повседневной работы делает конюх. Задает корм, поит и выгуливает. На его попечении может быть много лошадей. Многое заметно по тому, как животные на него реагируют, по чистоте кормушек, поилок, да и всего стойла, качеству ухода. В нормальных условиях постояльцы настроены общительно, доброжелательно, даже игриво. Легче подружиться со спокойной, ухоженной и довольной жизнью лошадью. Стоит уточнить, какими лакомствами можно угощать ваших новых друзей, какие у них характеры и привычки. К примеру, узнать про склонность кусаться или брыкаться лучше заранее. И уж, конечно, ни к какой лошади не стоит подходить сзади.

Решение заниматься регулярно меняет, как правило, образ жизни. Это не просто спорт, это – новый друг и подопечный. Самому наезднику важно уметь ухаживать за лошадью, общаться с ней, собирать ее. Чтобы научиться налаживать отношения, совместно работать. Все навыки езды нужны именно для этого. Поэтому следует закладывать дополнительно время на общение перед и после занятия. Будет интересно посмотреть, как лошади играют. Для улучшения своей езды рекомендуют также менять лошадей. Каждая имеет свой неповторимый нрав. Жеребцы отличаются тяжелым, неуправляемым нравом, новичкам и любителям их не дают. Кобылы работоспособные, но капризные. Мерины спокойные, управляемые.

Вот, к примеру, одно из пригородных хозяйств. Их специализация – мерины. Зарисовки характеров.

Конь человеку – транспорт, тягловая сила и друг. Фото автора

Самый голодный в конюшне, конечно же, Салун, или Рыжик. Донской породы и, как нетрудно догадаться, рыжей масти, он успел сняться в нескольких фильмах. Очень ласковый, общительный и… самый хулиганистый из всех. Хитрюга и лентяй, скорее от избытка ума, поможет внимательному и уверенному наезднику. Но будет баловаться под седлом, если почувствует слабину или испуг. И, конечно, ни одной вкусняшки мимо себя не пропустит. Кто усомнится, что его не кормят, глядя в эти честные глаза? А подпруга не застегивается под животом исключительно потому, что выбирать не умеют амуницию эти хозяева.
Самый исполнительный – Басман, или Бася. Рысисто-донская помесь, гнедая масть и тоже кинозвезда. Знает программу занятий назубок и выполняет ее независимо от умений и навыков всадника. А вот как удержаться в седле, сберечь конечности и вписываться в повороты – это к Басе не имеет отношения. Профессионально делает трюки. Например, падает без предупреждения под седлом. Когда его учили везти телегу, падал посреди проезжей части, компрометируя хозяина-каскадера. Смотрите, мол, как издеваются над честным тружеником. Лучше всех играет мертвого коня.

Самый опытный – Ландыш. Кабардинская порода, вороная, с белыми отметинами масть. Тоже киноактер. Чаще всего именно он катает детвору и неофитов. Серьезный, ласковый, деликатный… и подстрекатель к шалостям остальных лошадей. Даже не поверишь, что это возможно, пока не поймаешь. Любит нырять с головой в грязь и иногда изображать скакового жирафа под опытным всадником. Не мешает даже травма, полученная в молодости на съемках.

Самый молодой – Алмаз, или Алик. Кабардинская порода, караковая масть. Сам вместе с братом вышел из табуна несколько лет назад, будучи еще юным, и подошел к новому хозяину. Очень мягкий на ходу, ласковый, умный и добрый. Поначалу рвался в скаковые лошади. Потом научился у Рыжика лениться. Ест с таким энтузиазмом, что близко не стоит подходить – уделано все вокруг.

Самый строгий – Есаул, или Яська. Породы орловский рысак, серой в яблоках масти. Не каждый может ему указывать, решает сам, будет ли исполнять требования всадника. Если много лишней суеты со стороны всадника, нарушено равновесие – уходит в середину манежа и саботирует указания. Любитель поваляться в навозе, особенно накануне ответственных мероприятий.

Самый мягкий – Бонапарт, Боник. Русский рысак, гнедая масть. Очень нежной душевной организации, явно травмированный предыдущими хозяевами. Ковалетти, брусья поперек дороги – что может быть страшнее? Нервный и пуганный, может со страху отказаться проходить препятствия. Или торопится и начинает носиться. Но настолько удобный, особенно на галопе, что многое ему прощается. Тем более постепенно Боник успокаивается.

В спорте есть различные направления. Конные скачки – один из наиболее известных и древних способов общения с лошадью. Разумеется, с тех времен, когда лошадь служила основным транспортом. Скачки, или бега, – соревнования на скорость породистых лошадей под управлением умелых жокеев на ипподроме. Это азартные игры, ставки, огромные деньги и великие страсти. Много писалось об этом и в литературе – к примеру, у Дика Фрэнсиса. Конкур – прохождение заданного маршрута на время. Прыжки через препятствия требуют от всадника не только хорошей посадки, но и умения договариваться с лошадью, требовать точного и быстрого выполнения команд. Выездка, или высшая школа верховой езды. Упражнения разного характера, сочетание и смена аллюров – скоростей. Это могут быть шаг, рысь или галоп. Наиболее быстрый из них, галоп, на деле самый мягкий для всадника. Но лошадь долго не может его поддерживать. Шаг – самый медленный, но требует большей выдержки и сосредоточенности. Дольше всего лошадь двигается рысью, размеренным бегом. Нужно сохранять равновесие свое и лошади, выполнять задания без видимых усилий. Естественности, легкости и согласованности движений учатся годами. Есть международные соревнования по выездке. Троеборье – олимпийский спорт. Он совмещает и выездку, и конкур, и езду в поле. Выступление продолжается три дня. Вольтижировка и джигитовка. Упражнения на бегущей или скачущей лошади. Конное поло – игра в мяч на лошади.

Помните: лошадь сильнее, а в чем-то умнее вас. Процесс взаимного обучения продолжается много веков. И она изучает людей – быстро понимает настроение, характер и уровень подготовки Силой добиться от нее невозможно, только договариваться с терпением и любовью. И помимо улучшения здоровья, собственной пластики вы получите друга.

Самый быстрый бег лошади — галоп

Галоп ассоциируется у многих с очень быстрым, почти летящим, бегом. Это действительно крайне быстрый аллюр, требующий от лошади очень быстро бежать. Новички обычно его опасаются, ведь летящая галопом лошадь поначалу кажется неуправляемой. Но при правильной посадке галоп легче рыси, все что нужно чтобы надёжно усидеть в седле — это знание азов галопа.

Галоп — это трехтактный аллюр. Конь во время него движется следующим образом: выносится одна задняя нога, после неё вторая задняя и параллельная передняя вместе с ней. Последней опускается вторая передняя нога, после чего идёт фаза подвисания. По звуку слышатся три удара копыт. Когда смотришь на скакуна со стороны, может показаться, что он начинает ход с передней ноги, но это не так. Есть разные виды галопа, они различаются по скорости и тому, какое пространство охватывают:

  1. Манежный галоп — до 300 метров в минуту
  2. Собранный (неторопливый) — более 200 метров в минуту
  3. Средний — от 400 до 700 метров в минуту
  4. Размашка — 800 метров в минуту
  5. Карьер (крайне быстрый) — от 1000 метров в минуту и более

Шайр – самая большая лошадь в мире

Как понятно из перечисления, самым стремительным бегом лошади является карьер. Он очень резвый и чтобы суметь остаться в седле, всаднику крайне важно держать правильную посадку и баланс. Карьер довольно опасный вид бега и не подходит для новичков, так как здесь довольно легко потерять контакт с лошадью, а следовательно, и управление ею.

Иноходь — редкий вид аллюра

Существуют скакуны-иноходцы, которым присущ своеобразный способ бега лошади. Во время иноходи кони переставляют ноги не так, как при обычном беге рысью лошади: сначала вперёд выкидываются две ноги правой стороны, потом две ноги левой. Во время ходьбы иноходцы слегка покачиваются и всадник плавно трясётся. Это считается удобным при верховой езде. Больше всего ценятся кони, у которых иноходь врождённая. Но чаще этому способу аллюра приходится обучать.

Остальные аллюры лошадей вырабатывают в процессе тренировок. Эти движения были созданы для демонстрации верховой езды и вырабатывались веками. Так как животным эти движения несвойственны по природе и даются с трудом, они требуют постоянного оттачивания и тренировок. Зато на таких видах аллюра особенно видна грация движений коня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: