Кпадрубская, или, как ее еще называют, старокладрубская, — одна из самых древних упряжных пород в мире и старейшая в Чехии. Ее вывели в центральной Чехии, близ Пардубице, на Кладрубском конном заводе, который был основан еще в 1572 г.
Слово «кладрубы» означает «вырубка». Это типичное для Чехии название закрепилось за Кладрубами-над-Лабой. Владелец земель Ярослав из дворянского рода Пернштейнов привез в эти места первых испанских лошадей еще в начале XVI в. Через несколько десятилетий поместье перешло в собственность императорского дома Габсбургов и конный завод стал императорским. С этого момента начинается официальная история Кладрубского конного завода.
История породы
Исторически Кладрубские лошади выводились и выращивались в Чехии. Начиналась история знаменитой породы больше четырех веков назад, а местом выведения стала маленькая деревня Кладрубы-над-Лабой, которая находится восточнее Праги. Лошади стали любимыми королевскими животными: они входили в кортеж сопровождения королевской семьи в многочисленных путешествиях, обязательно использовались в торжественных шествиях, даже на коронациях.
Кладрубы стали королевскими лошадьми
Разведение на первом этапе
В первое время в Кладрубах активно разводили лошадей различных видов. Были представлены экзотические масти, а также пегие с булаными, чубарые с соловыми. Но к 19-му веку остаются исключительно вороные и серые представители породы. Основоположником вороной линии в 18-м веке, становится элитный жеребец, у которого было установлено испано-итальянское происхождение. Линии серой масти появляются лишь к концу 18-го века.
Редкая знаменитая порода сохранилась в первозданном виде
Предназначение
Для королевских карет были избраны великолепные серые Кладрубы. За мастью животных крайне тщательно следили. Выдвигалось определенное требование: королевская карета запрягалась шестеркой лошадей, при этом необходимы исключительно белоснежные животные, без потемневшей шерсти. Интересно, что и в данный момент ранее поседение можно обнаружить в определенных породных линиях: всего одной линьки достаточно, чтобы лошади уже становились безупречно снежного цвета.
Императорская карета с шестеркой кладрубов
Вороные представители породы тоже нашли применение. В определенные периоды королевские особы предпочитали именно вороных животных, а не белых. При правлении Леопольда II, а также Марии Терезии монаршие особы передвигались как раз на вороных кладрубских лошадях. Активно использовали этих животных в траурных процессиях.
Сохранение кладрубов
Сохранение древней породы – уникальный случай. При этом кладрубская лошадь сохранена в чистоте, хотя генофонд был сильно ограничен. В данный момент признано официально, что порода представляет большую ценность. Сейчас, хотя животных не так много, осталась возможность полюбоваться классическими профилями кладрубских лошадей на всевозможных праздниках, шоу и торжественных церемониях.
Сохранение породы – заслуга энтузиастов
Кладрубская лошадь Kladruber
В рассказе о Кладрубской лошади не встретятся ни высокие спортивные показатели, ни особо точные зоотехнические сведения – не это интересовало тех, кто начал заниматься ее выведением. Сегодня эти животные представляют скорее историческую, нежели практическую ценность, и мы любуемся ими, как любуемся чопорной королевской процессией англичан: чудом сохранившийся отблеск давно минувшего прошлого как бы проходит перед нашими глазами. За четыреста лет эта порода практически не изменилась.
В Чехии, в маленькой деревушке Кладрубы-над-Лабой (Kladrudy nad Labem), расположенной в восьмидесяти километрах на восток от Праги, четыре сотни лет назад началась история породы, выведенной специально для церемоний австрийского императорского двора. В деревне был выстроен уникальный в своем роде конный завод. Кладрубские лошади участвовали в торжественных процессиях: коронациях, свадьбах и похоронах, национальных праздниках, вывозили в свет императорскую фамилию Габсбургов (Habsburger). Соответственно, они были не верховыми, а исключительно упряжными и запрягались в кареты и повозки. Кладрубские лошади отличаются большой силой и выносливостью. Они утяжеленного типа с длинным корпусом, длинной шеей. Без преувеличения можно говорить о красоте этих животных: «Кладруб» сочетает в себе мощь и длинные скользящие линии. Стандарты были высоки: в эпоху карет и кринолинов лошадь должна была быть и красивой и выносливой, да и рост играл не последнюю роль. Кладрубская лошадь могла достигать 170-ти см в высоту в холке, и это не было редкостью. Сильная, добродушная – эта лошадь отличается долголетием и резвым характером.
Узнать кладрубскую лошадь, отличив ее от многих других несложно: говорят, что у нее горбоносый профиль. Точнее даже сказать, что ее морда – выпуклая. Ноги довольно костистые, с крупными копытами. «Кладрубы» отличаются очень спокойным характером, и эта черта, конечно, была особенно важна, ведь возили эти кони самих королей. Надо сказать, что в Кладрубской породе соединились две крови: неаполитанская и испанская. Именно от неаполитанских предков достался в наследство тот самый характерный профиль.
Со свержением монархии Кладрубы пережили не самые лучшие времена. Они стали попросту не нужны, да к тому же слишком напоминали о королевских выездах – то есть о том, о чем люди тогда старались забыть. Все это чуть не привело к потере породы, особенно почему-то ополчились на вороных лошадей, однако к счастью сторонники того, что эти лошади должны продолжить свое существование, победили.
Сегодня «Кладрубы» встречаются исключительно в Чехии. Даже в странах соседних с ней они в диковинку. Им нашлось применение: они полноправные участники всевозможных шествий, праздников, шоу и цирковых выступлений. Чаще всего их продолжают использовать как упряжных лошадей, но порой скрещивают с более легкими породами для того, чтобы получить качественную верховую лошадь.
Вступайте в нашу группу вКонтакте. Мы размещаем новости редко и по делу, а ещё они все интересные и с красивыми фотографиями.