Абазинская порода лошадей


Животноводство » Лошади

0

1021

Рейтинг статьи

Кира Столетова

Лошадь с давних пор используется человеком для многих нужд. Эти животные выступали в качестве рабочей силы в сельском хозяйстве или как средство перемещения на местности. Существует несколько разновидностей лошадей, различия между которыми зависят от сферы их использования. Некоторые виды скакунов хороши для спортивных забегов, некоторые подходят для аграрной промышленности или выездки. К последним относится Кабардинская порода лошадей. Эти жеребцы отличаются особой конституцией тела, благодаря которой они незаменимы в горной местности и до сих пор конкурируют с техникой.

Характеристика лошадей Кабардинской породы

Исторические факты

История кабардинских лошадей очень богата – они, по мнению учёных, смело могут называться одной из самых древних верхово-упряжных пород. Прародителями породы стали лошади степей, которых кочевники привели в горы, где неоднократно скрещивали их с карабахскими лошадьми, арабскими и персидскими скакунами. Сведения о кабардинской породе лошадей встречаются уже в шестнадцатом-семнадцатом веке – именно тогда Кабарда, где развивались эти удивительные лошади, достигла своего рассвета.

Черкесский вождь

Внешний вид

Кабардинская порода лошади обладает достаточно высоким ростом для горных лошадей – полтора метра в холке, правда, в хозяйствах встречаются нередки кони, которые в холке имеют сто пятьдесят восемь сантиметров. Обхват груди кабардинских лошадей – сто восемьдесят восемь сантиметров, кобылы несколько крупнее самцов в этом – сто девяносто сантиметров. В кабардинской породе не редки встречается небольшая голова у лошади, с горбатым носом и подвижными ушами, развитым корпусом, массивной грудной клеткой, сухими ногами с крепкими копытами. Кабардинские лошади наделены густым хвостом и гривой.

Внешний вид
Внешние параметры

Потомки абазинских лошадей

Считается, что абазинские скакуны полностью исчезли в начале XX века. Однако если верить некоторым источникам, животные в единичных экземплярах все-таки сохранились, причем не только на Кавказе, но и за пределами России.

Кавказские заводчики приобретали абазинских скакунов для улучшения породы собственных лошадей. Яркими примерами такого скрещивания считаются карачаевская и кабардинская породы, каждая из которых заслуживает отдельного внимания.

Справка. Наиболее известными потомками абазинских коней стали карачаевские и кабардинские лошади, которые успешно эксплуатируются в сельском хозяйстве, конном спорте, военной сфере. А жители горных населенных пунктов до сих пор используют животных как альтернативу транспортным средствам.

Карачаевская порода

Эти животные появились путем скрещивания лучших представителей абазинской и кабардинской пород. Горцам требовались ловкие, неприхотливые животные, способные мгновенно адаптироваться к непредсказуемым погодным условиям. Карачаевские лошади в полной мере соответствовали этим характеристикам. Несмотря на низкий рост, они стойко переносили «капризы» природы и уверенно передвигались по горной местности. Карачаевских скакунов активно задействовали в военные годы, в частности во время обороны Кавказа.

То, что животные относятся к «традиционным» горным породам, видно невооруженным взглядом. На это указывают следующие характеристики:

  • Небольшой рост (средняя высота в холке – 1, 50 м.).
  • Широкий, массивный корпус.
  • Короткие конечности.
  • Мускулистое тело.

Среди представителей породы преобладают темные масти: вороная, гнедая и т. п. Светлые пятна на теле животного — редкое явление.

Карачаевские лошади

Карачаевские лошади

По характеру карачаевские лошади послушные, преданные хозяину, неприхотливые в питании. Они идеально подходят для верховой езды, сельского хозяйства, горного туризма. Даже сейчас коней используют в ряде военных подразделений, например в пограничных войсках. Активнее всего животных разводят в «исторической» области — Карачаево-Черкессии, однако они представляют интерес и для других российских республик.

Масти кабардинцев

Для начала следует знать, что любая порода лошади делится также на определенные масти. Какие же существуют масти кабардинской породы лошади?

  • Во-первых, гнедая масть. У черкесов она считалась наиболее выносливой лошадью, так как её можно было использовать и днем, и ночью.
  • Во-вторых, серая масть. Этот вид немного уступал первому, так как существовало мнение, что копыта такой лошади более слабы в сравнении с гнедой мастью.
  • В-третьих, вороная масть. Предпочтение данной масти отдавалась в основном при ночной скачке, в дневное время ход лошади считался не самым сильным в сравнении с другими.
  • В-четвертых, рыжая масть. Красивая лошадь, отличалась наличием белого пятна на носу. Предубеждения против данной масти состояло в том, что эти лошади не способны бежать навстречу Солнцу, хотя с чем это связано – неизвестно.

Масти кабардинцев
Рыжая масть

  • И, наконец, в-пятых, пестрая масть. Данный вид считался неприемлемым для верховой езды, так как у черкесов вообще не приживалось ничто пестрое. Некоторое предубеждение против пестрого цвета можно найти даже в кабардинских поговорках.

Сферы использования

По характеру использования кабардинской лошади подразделялись на два вида: походные и скаковые. Кроме того, для езды верхом не использовались жеребцы и кобылы. Это считалось неприемлемым: только мерины возрастом около 9 лет способны выдержать седока.

Лошади кабардинской породы одинаково подходят для работы и в горах, и на равнинах. Они легко выдерживают смены атмосферного давления, спокойно реагируют на изменения температуры. Устойчивые копыта позволяют им сохранять баланс на узких тропинках гор. Есть данные о том, что кабардинская порода легко проходит сто километров с грузом в полтора центнера за сутки, что подтверждает силу опорно-двигательного аппарата животного. Кроме того, они устойчивы к огромному количеству болезней и приносят большое потомство на протяжении всей своей жизни.

Условия содержания

С условиях конезаводов для разведения кабардинской лошади практикуется конюшенно-пастбищный метод содержания, в результате рацион, уход и содержание отрабатывается групповым способом, а не индивидуально. В равнинных или сухостепных и горных регионах лошадей разводят с применением культурно-табунной технологии, которая рекомендуется к применению для адыгской лошади. Коней содержат отобранными по полу и возрасту табунами.

Конюшенное-пастбищное содержание племени адыгской породы

При применении культурно-табунной технологии строят «легкие» конюшни по упрощенному проекту. При применении такого содержания большую часть года лошади находятся на пастбищах, при скудном доступе к зеленым культурам лошадей кормят сеном и готовыми концентрированными кормами. При богатых пастбищах используют табунно-тебеневочную технологию (вплоть до зимнего периода), данный способ содержания подробно описан в книге Ю. Н. Барминцева «Продуктивное коневодство». Производственные показатели разведения лошадей поддерживаются при использовании всех перечисленных технологий.

Культурно-табунное содержание адыгской породы

При содержании лошадей в конюшне черкесы помещения не освещают, что приучает коней хорошо видеть и ориентироваться в темноте. Разведение коней для других целей может подразумевать кратковременное размещение в освещаемых конюшнях, однако повлияет со временем на характеристики племени.

При содержании лошадей в конюшне помещения не освещают

Адыгам нужно обеспечивать постоянную спортивную, военную или рабочую нагрузку. Например, для сохранения признаков и повышения востребованности адыгов на Северном Кавказе целесообразно появление конной полиции как культурологического признака региона, которая будет обеспечивать безопасность туристической сферы и патрулировать горные районы.

Конная полиция

Рекомендации по строительству конюшни для содержания конюшенно-пастбищным способом

Шаг 1. Выберите место для конюшни на возвышении, чтобы избежать сырости.

Выбрать место для постройки

Шаг 2.Определите розу ветров, проект конюшни разместите так, чтобы ветры дули в торец или в угол.

Определение розы ветров

Шаг 3. При достаточно большом хозяйстве комплекс строят по принципу центрального двора, такой проект защищает помещения от сквозняков. Особенно популярен в ветреных районах. При небольшой конюшни ее стараются встроить в хозяйственные постройки, также выделяя внутренний двор с целью минимизации сквозняков.

Современная конюшня с центральным двором

Шаг 4. Определитесь с бюджетным материалом. Самым доступным являются блоки из соломы и глины, не рекомендуется строительство каменной конюшни, идеальным вариантом, гарантирующим сухую атмосферу, подходящую для лошадей, является каркасная или брусовая деревянная конюшня.

Качества породы

Итак, из вышесказанного понятно, что лошади у черкесов очень почитались и пользовались различной предпочтительностью. Но какие же качества породы свойственны всем мастям кабардинской лошади?

Издавна считается, что кабардинская порода лошадей прекрасно справляется с любым объемом работ, для неё характерная высокая работоспособность.

Кроме того, скакун по праву заслуживает уважения, ведь Великая Отечественная Война также выигрывалась благодаря этим лошадям. Их сила и стойкость позволили им перейти долгий и опасный путь из Сталинграда в Альпы.

В 1946 году был проведен эксперимент в Москве, поставленный на отечественных лошадях разных пород. Им предстояло пройти дистанцию в 250 км, в том числе проскакать галопом финальные два километра.

И первый результат в этом испытании показала как раз кабардинская лошадь – жеребец Али-Кадым. На прохождение пути ему понадобилось всего 25 часов. Еще одна лошадь по кличке Аза показала еще более удивительный результат: дистанция в сто километров пройдена всего около за пять часов.

Таким образом, невероятная выносливость данной породы сыграла для неё существенную роль. В настоящее время ни один конный пробег на длинную дистанцию не обходится без кабардинских лошадей. Однако скачки на короткие дистанции данная порода проигрывает другим кандидатурам.

Основой питания кабардинских лошадей в естественных условиях был пастбищный корм. Летом они уходили в высокогорье, в зимний период – спускались в низины. Раньше для кабардинской породы применяли седло для лошади для перемещения людей в горной местности. Селекционеры для своей работы выбирали самых сильных и выносливых лошадей.

Качества породы
Хорошая физическая выносливость

Экстерьер жеребцов

Внешний вид Кабардинской породы лошадей имеет отличительные черты. Существуют такие признаки породы:

  1. Рост достигает 155 см, а вес — 400 кг.
  2. Корпус животного отличается массивностью, спина прямая и заканчивается крепким крупом.
  3. Шея изогнутой формы и небольшой длины.
  4. Голова средних размеров, морда рельефная, с характерным выпуклым профилем и развитыми ноздрями.
  5. Ноги имеют ярко выраженные суставы, задние конечности отличаются саблистой формой.
  6. Копыта высокие и устойчивые.
  7. Средняя продолжительность жизни лошади — 35 лет.

Необычная структура конечностей позволяет этой породе легко совершать горные выездки. Кроме того, Кабардинская порода лошадей часто используется для забегов на длинные дистанции. Благодаря конституции тела, эти жеребцы на больших расстояниях могут обогнать холеных верховых. Фото этого животного часто встречается в атласах коневодства как пример сбалансированной породы.

Внешний вид Кабардинской породы
Внешний вид Кабардинской породы

Характерной мастью для породы считается вороная, рыжая и караковая. Встречаются и пестрые особи, но их стараются не допускать к разводу и считают браком.

Кабардинская порода также делится на 3 линии:

  1. Восточный тип. Эти скакуны выводились для верховой езды на дальние расстояния.
  2. Густой или массивный тип. Для жеребцов этой линии характерен мощный корпус и хорошие тяговые качества. Их используют в сельских работах.
  3. Основной тип. Лошади этого вида совмещают все характерные черты массивного и восточного типа.

Разведение кабардинцев

Итак, некоторые интересные факты из истории породы известны, а что же касается современности? В настоящее время происходит активное разведение кабардинских лошадей.

Как известно, внутри породы обычно выделяются линии от праотцов-лошадей, и все их потомки в конезаводском деле учитываются при составлении родословных. Так, самые многочисленные линии породили и распространили следующие мерины: Лахран, Атлас, Борей, Зураб.

Новые линии в настоящее время также формируются от некоторых лошадей, таких как Дар, Фиолет и некоторые другие.

Каждая линия, в свою очередь, характеризуется некоторыми дополнительными качествами кабардинской породы. К примеру, линия Фиолета – это явно верховой тип, отличающийся крепким сложением, высокой работоспособностью.

В настоящее время самый крупный и популярный конезавод, занимающийся разведением кабардинской породы – Малкинский. Кроме него активно участвует Кабардино-Балкарский конный завод и некоторые частные заводы.

Отмечается, что современные кабардинские лошади, в особенности заводские, уже не обладают той восхваленной работоспособностью, так как длительное время не повышались её рабочие качества. Не проводится никаких особенных испытаний, которые выявили бы новые ценные свойства лошади.

Кроме чистопородного заводского разведения некоторые хозяйства занимаются скрещиванием племенной кабардинской кобылы с чистопородными жеребцами. Основная цель такой деятельности – создание новой группы пород, а именно подразумевается англо-кабардинская лошадь. И можно смело сказать, что данный эксперимент начинает приносить свои плоды: уже около двухсот двадцати кобыл новой породы зарегистрированы в необходимых документах.

Промеры таких лошадей-полукровок и их основные рабочие параметры значительно превосходят классическую кабардинскую породу как по силе, выносливости, так и резвости. К примеру, англо-кабардинская порода лошадей чаще становится призером и занимает первые места на скачках и в конном спорте.

Когда кабардинские лошади достигают возраста двух лет, начинаются утомительные физические подготовки и испытания скачками.

Свою выносливость кабардинские лошади доказали на длительных пробегах. Например, в 1946 году кабардинский жеребец преодолел дистанцию в двести пятьдесят километров за двадцать пять часов. Сто километров кобыла этой же породы прошла за четыре часа двадцать пять минут.

Но на коротких дистанциях они не могут противостоять большинству лошадей. Кабардинские лошади отличаются добродушием и дружелюбностью, живостью характера. Циркачи ценят эту породу за послушность, привязчивость к человеку и энергичность. Кабардинская порода хорошо понимает человека, что даёт возможность заниматься её дрессировкой.

Роль кабардинской лошади в черкесской истории

Что же можно сказать о нас, черкесах (адыгах), и о наших национальных символах. С богатой, славной, героической историей у нас никаких проблем нет и с символами также. Их у нас так много, что мы их раздаем щедро, дарим, добровольно отказываемся в пользу других народов. Среди множества национальных адыгских символов выделяется символ воина-всадника. Конь в жизни черкесов играл столь значительную роль, что в метафорическом языке адыгских историко-героических песен спешиться (епсыхын) означает быть убитым, как и само слово -пеший (лъэс) означает погибшего. О том, на сколько понятия “черкес” и “всадник” стали синонимичны, свидетельствует и то, что когда адыги хотели спросить о внешности человека, они говорили: “Шыфэ л1ыфэк1э сыт хуэдэ?” — “Каков вид коня-седока?”. Рыцарей не ведающих страха, бескомпромиссных в следовании своим идеалам, смело идущих навстречу опасностям — обозначают метафорой — шыщхьэмыгъазэ “не поворачивающий голову коня”. О погибших героях говорят “в этот день он спешился”, “На конных носилках нашел покой”. Лошадь для черкеса-воина — это другое “я”. Это не просто, животное, а верный спутник и друг на пути чести и славы. Адыги даже говорят, что в жилах лошади течет человеческая кровь. Такое отношение становится понятным, если учесть исторические условия существования черкесского этноса, вынужденного постоянно противостоять многочисленным завоевателям-кочевникам, волна за волной накатывавших на Кавказ, являясь древнейшим оседлым земледельческим народом Кавказа, черкесы создали собственную породу лошадей, которая предназначалась для войны и являлась, прежде всего, боевой лошадью. Черкесы, не будучи кочевниками, стали по существу, “конным” народом. Если не каждый черкес, то, как минимум, каждая семья держала несколько голов лошадей. В силу того, что наибольшего развития коневодство получило в Кабарде, выведенная черкесами порода лошадей стала известна как “кабардинская”, хотя сами они ее называют “адыгэш” — “черкесская лошадь”. По свидетельству польского офицера Г. Лапинского, в середине 19 века, несмотря на то, что численность поголовья лошадей в ходе Русско-Кавказской войны резко сократилось, она все равно оставалась довольно значительной. Относительно причерно-морских черкесов (шапсуги, абадзехи, натухайцы) он сообщает, что здесь мало семей, которые имеют больше 12-15 лошадей, но зато мало и таких, которые совсем не имеют лошадей. “В общем, можно считать, что в среднем на каждый двор приходится 4 лошади, что составит для всей страны около 200 тысяч. На равнине число лошадей вдвое больше, чем в горах”. У живущих на равнинах и предгорьях темиргоевцев, бесланеев-цев и, особенно, кабардинцев, развитие коневодства имело большие масштабы, чем у остальных черкесов. В 18 веке кабардинцы, занимавшие равнины и предгорья Центрального Кавказа, держали огромные табуны прекрасных верховых лошадей. В это время из всех северо-кавказских народов они имели наибольшие мобилизационные возможности и могли выставить самую большую по численности и лучшую по качеству кавалерию. Об этом свидетельствуют многие русские военные, служившие на Кавказе и видевшие непосредственно в деле кабардинскую конницу. Вот как описывал русский военный историк В.А. Потто кабардинское ополчение из числа добровольцев, которое собрали в 1812 году, предполагая использовать в войне с Наполеоном “Всем были известны превосходные боевые качества этой природной и, без сомнения, лучшей конницы в мире. …Глядя на них можно было без колебаний сказать, что никакая кавалерия в свете не устоит против их сокрушительного удара в шашки”.

Отличительной чертой военной тактики черкесов являлось то, что они при обороне своей территории использовали наступательную тактику. Черкесы редко обороняли свои поселения. При внешней угрозе они заблаговременно эвакуировали свои семьи, имущество и скот в трудно- доступные места, в леса и горы. Затем противник, в случае его большого численного превосходства подвергался серии внезапных, стремительных атак, после чего столь же молниеносно происходило отступление, зачастую ложное, призванное заманивать противника в засады. Черкесская конница, например, в отличие от монгольской, одинаково уверенно действовала как на равнине, так и в горах. Для такой тактики внезапных нападении и быстрых отходов, были необходимы специально подготовленные лошади. Кабардинская лошадь, удачно сочетавшая в себе выносливость и резвость, идеально была приспособлена к тактике скоротечных набегов. Русский офицер Ф.Ф. Торнау, рассказывал случай времен Русско-Кавказской войны, когда кабардинские князья Карамурзины во время одного из своих набегов за Кубань в течение длинной осенней ночи за 14 часов проскакали более ста шестидесяти верст. На такое способна была только добрая черкесская лошадь. Говоря о черкесской лошади, нельзя не сказать о таком традиционном черкесском институте как наездничество или зек1уэ. Зек1уэ — это военный поход за пределы своей Родины за добычей и славой. Чем дальше за пределы родины совершался поход, тем он был престижнее. Отсюда и широкая география походов: Днепр, Волга, Дон; Дунай, Малая и Средняя Азия, Закавказье, о чем свидетельствуют народные предания и исторические источники. Именно с выведением кабардинской породы лошадей, военные походы приобрели большой размах и именно в этом, на наш взгляд, одна из причин расцвета черкесского наездничества в XII-XVI веках. Качества, выработанные у кабардинской лошади, определялись целыми комплексами факторов: — исторические, политические условия существования черкесского этноса: постоянные войны, столкновения с агрессорами (мощными государствами и кочевниками), милитаризованный быт, развитый институт военных походов-набегов с широким ареалом (междуречье Волги и Дона); — специфические природно-географические, климатические условия. Только на территории исторической Кабарды находится пять природно-климатических поясов. Почти в течение круглого года табуны находились на богатом подножном корме. Зимой и весной они паслись в степной зоне, перемещаясь постепенно в сторону гор, самые жаркие летние месяцы и начало осени лошади содержались на высокогорных альпийских лугах; — связи с Ближневосточным регионом, откуда ввозились жеребцы благородных арабских, персидских кровей для периодического освежения крови местных пород; — специальная система содержания, выучки и выездки лошадей. Все эти и некоторые другие факторы обусловили появление “кабардинской” породы лошадей. Кабардинская лошадь, по-нашему мнению, сыграла значительную роль, в том, что на этнополитической карте Северного Кавказа появилось этнотерриториальное образование Кабарды. Историки сообщают, что после прихода на Северный Кавказ в XII веке татаро-монгол, этнополи-тическая ситуация на Кавказе резко меняется, аланы и тюрки-кипчаки сходят с исторической арены, а на Центральном Кавказе появляется новое политическое образование — Кабарда, которое очень быстро усиливается, а с начала 16 века политически доминирует на Северном Кавказе. Возникает вопрос — как оно появилось? Может быть, татары добровольно уступили предгорья и равнины Центрального Кавказа кабардинцам? Сомнительно. Скорее всего право на эти территории кабардинцы или, как их еще называли пятигорские черкесы, отвоевали силой. При этом, чтобы противостоять численно превосходящим кочевникам, у черкесов должна была иметься более боеспособная кавалерия, одинаково приспособленная к сражениям на равнине и в горах. Именно такими необходимыми качествами обладала кабардинская лошадь. К сожалению, историки почти не располагают источниками периода 12-14 веков, которые могли бы пролить свет на характер взаимоотношений татаро-монгол и черкесов. Но, начиная с конца 15 века, картина более или менее проясняется. После развала монгольской империи на ее месте возникает ряд политических образований: Крымское, Казанское, Астраханское ханства. Золотая и Ногайская Орда (последняя впоследствии, разделится на Большой и Малый Ногай). Большинство из этих образований, а также Турция предпринимали неоднократные попытки подчинить Кабарду. При этом пятигорские черкесы вели не просто оборонительные войны, но и сами предпринимали активные наступательные действия. Так, например, как свидетельствуют источники, решающий удар, приведший к исчезновению с политической карты Большой Орды, нанесли в 1501 году именно пятигорские черкесы. Кроме того, Кабарда удачно использовала политические противоречия как между собой, так и внутри этих ханств. Историческая хроника сохранила сведения о том, что в первой половине 16 века кабардинцы дважды (1532 и в 1547 годах) захватывали столицу Астраханского Ханства и сажали на Астраханский престол своих ставленников ханов Ак-Кубека и Ямгурчи. То, что эти ханы, а также многие крымские, ногайские, калмыцкие, дагестанские владельцы находились в династическом (через брак) союзе с кабардинскими удельными князьями, свидетельствует о политическом влиянии, которым пользовались кабардинские князья на Северном Кавказе. Заключенный в свое время (1557 г.) династический брак русского царя Ивана IV (Грозного) с дочерью владетельного кабардинского князя Темрюка Идарова одной из своих целей, по нашему мнению, имел заполучение в качестве военной помощи так называемых “панцирников” — кабардинской дворянской конницы. Ее значение и боеспособность определялись не столько количеством, сколько качеством. Помимо прекрасных качеств верховых лошадей, а также боевой, профессиональной подготовки всадников, немаловажное значение имело первоклассное для того времени оборонительное и наступательное оружие кабардинцев.

Кабардинские панцири были почти неуязвимы не только для холодного, но и для существовавшего тогда ненарезного огнестрельного оружия. Даже небольшой конный отряд панцирников представлял в ту эпоху значительную военную единицу.

Высокие воинские качества кабардинцев нашли отражение во многих исторических источниках. Бывший, в начале XVIII века, в Кабарде астраханский губернатор Артемий Волынский, сообщил: “Только одно могу похвалить, что все такие воины, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот”. Действительно, в средневековой истории Кабарды множество примеров, когда кабардинская конница наносила сокрушительное поражение превосходящей ее в несколько раз по численности крымско-татарской коннице. Самый известный исторический случай — битва 1708 года при горе Кинжал, где 10 тысяч кабардинцев разгромили по разным сведениям от 30 до 60 тысяч крымских татар.

Таким образом, в период средневековья и позже, не было никакой тяжелой или легкой кавалерии, способной сравниться с черкесской конницей. С появлением регулярных армий с новой тактикой и вооружением типа русской армии, когда она начала со времени правления Екатерины II планомерное завоевание Кавказа, роль кавалерии резко упала. Артиллерия и пехотные каре свели на нет возможности черкесской конницы в открытом поле. Но в тактике партизанской войны, скоротечных набегов ее роль во время Русско-Кавказской войны оставалась значительной. Именно в это время появился запрет на употребление в пищу конины, ибо черкесы считали, что лошадь наравне с людьми участвует в священной войне-газавате. “Шыр къэзэуатым хэтщ”.

Таким образом, мы постарались вкратце, насколько это возможно в рамках статьи, показать, какую роль играла кабардинская лошадь в героическом прошлом адыгского народа. Лошадь верно служила черкесам столетиями и, если в нашей истории есть славные страницы, то в этом ее заслуга. С потерей национальной независимости начался закономерный процесс утери нашим народом своих национальных атрибутов, символов как материального, так и духовного плана. Многие справедливо считают, что сейчас стоит вопрос о выживании самого народа и существование черкесов как нации само по себе проблематично. На этом фоне может показаться, что проблемы сохранения кабардинской лошади в ряду множества жизненных проблем адыгского народа, не самая актуальная. Но с потерей кабардинской лошади, как мне кажется, мы безвозвратно утеряем самих себя, часть своей истории, какой-то свой генетический код. Мальчишка, хоть раз в жизни не оседлавший коня, никогда не почувствует себя черкесом и не поймет черкесского духа, который жил в наших предках.

Аслан Мирзоев
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: