Апилифт своими руками. Подробные чертежи, фото и видео

Апилифт — важное приспособление для фермеров-пчеловодов, позволяющее упростить работу. В народе распространено название — тележка-подъемник для пасеки. Работа на пасеке довольно сложная и кропотливая. Зачастую пчеловод должен обслуживать большое количество достаточно тяжелых ульев. Именно поэтому созданная пчеловодческая тележка для пасеки является универсальным аппаратом, способным облегчить труд людей.

Зачем пчеловоду апилифт: устройство подъемника
Апилифт — важное приспособление для фермеров-пчеловодов, позволяющее упростить работу

Один улей может весить в среднем 10 кг. Поэтому работа пчеловода требует больших физических усилий. Подъемник может значительно облегчить труд, ускорить работу и увеличить производительность пасеки. Сделать тележку-подъемник может любой пчеловод, достаточно только запастись терпением, необходимым материалом и инструментом.

Вместо вступления

По своей сути обсуждение подъемников — бесконечная и местами спорная тема. У каждого хозяина свой подход к содержанию пасеки. Одни пчеловоды активно используют самодельные тележки и подъемники. Другие эксплуатируют заводские образцы механизмов. Третьи дорабатывают купленную модель под свои нужды.

самодельный механизм

Мы уже описывали самодельные средства механизации:

Здесь рассмотрена тележка подъемник для ульев в трех вариантах: Приспособления для перевозки ульев

А здесь дан обзор нескольких пасечных самоделок этого типа: Тележка и весы – важные пасечные самоделки

Вот еще одна интересная идея для самостоятельной сборки, подсмотренная нами на известном форуме:

самоделка из древесины

Такая модель ульевого подъемника рассчитана на работу с альпийскими ульями. Ее основное достоинство – дешевизна. Опорные элементы, стойки, перекладина смонтирована из древесины. Ворот сварен из металлической трубы. В качестве подъемного механизма используется два ролика и прочная веревка.

ульевой подъемник в работе

Это одна из вариаций модели с подъемными блоками. Большие разборные подъемники используются для кочевого содержания пасеки. С их помощью ульи загружаются на прицепы и платформы. А небольшие тележки, оснащенные подъемным узлом, предназначены для внутрипасечных нужд – с их помощью домики перемещают с одного места на другое в пределах одного точка, либо транспортируют к прицепу и используют вместе с большими разборными подъемниками.

Какова конструкция устройства?

Тележка Апилифт

На первый взгляд конструкция Апилифта кажется простой, но на деле, хотя она, конечно, и не слишком комплексная, но всё же в неё входит большое количество деталей. И очень важная роль возложена именно на мелкие компоненты, которые, несмотря на незначительные размеры, берут на себя немалую часть работы.

Общая суть рассматриваемой конструкции заключается в том, что это – тележка из металла, которая имеет специальную часть для захвата корпусов, а также колёса, которые позволяют беспроблемно перемещать корпуса. Улей защищается от падения при помощи болтовых зажимов или их аналогов. Всё можно достаточно гибко регулировать – ведь ульи не бывают лишь какого-то стандартизированного размера, они могут достаточно сильно различаться, а тележка всё равно будет подходить для всех их разновидностей. Также обязательно у всех подобных тележек обязательно имеются специализированные подъёмные механизмы, которые упрощают подъём и перенос корпусов.

Особенности конструкции

Попробуем разобраться из чего же состоит тележка для перевозки ульев и как применить это устройство на практике.

Тележка для перевозки ульев апилифт — полностью металлическое устройство состоящее из мобильной и стационарной части, то есть из основы и двигающегося механизма (подъёмного устройства, являющего ключевым и самым сложным в конструкции).

Двигающаяся часть оснащена приспособлением для захвата и удержания грузов, которое имеет боковые зажимы, служащие для предотвращения опрокидывания при транспортировке и фиксатор. Кстати, тележка для перевозки ульев может служить транспортировочным механизмом для всего (ящики, бидоны бочки и т.д.) что не превышает габариты захватывающего устройства, поэтому апилифт смело можно называть универсальным устройством.

Особенности конструкции фото

Продаваемая в магазине тележка для перевозки ульев апилифт, в независимости от стоимости будет иметь следующие минимальные характеристики:

  1. Высота подъёма — 1,3м;
  2. захватывающая способность — 34-53 см;
  3. максимальная масса объекта транспортировки — 150 кг.

Тележка для перевозки ульев состоит из следующих элементов:

  1. рама (непосредственно двигающаяся часть);
  2. статичная рама (базис конструкции);
  3. трос;
  4. два колеса на оси;
  5. кронштейн;
  6. рычаг для приведения механизма в действие.

Каковы прочие особенности конструкции?

Традиционная высота тележки составляет 140 сантиметров. Перевоз корпусов ульев допускается до 150 килограмм. Если делать её в соответствии с чертежом, то тогда приблизительный её вес будет составлять 24 килограмма. А делать рекомендуется именно по чертежу, иначе можно запутаться в многообразии мелких деталей.

Правильно собранный Апилифт не только лишь упростит работу, но и позволит сохранить здоровье – ведь без его применения на спину ложится немалая нагрузка, можно сильно натрудить её и «сорвать» мышцы. Так что рекомендуется иметь Апилифт или нечто подобное ему на любой пасеке без исключений – тем более что изготовление его столь доступно.

В том, чтобы сделать тележку Апилифт нет никакой особой трудности, это реально сделать каждому, кто только захочет. Один раз разобраться – и на вашей пасеке будет гораздо проще работать с корпусами ульев. Если же вы всё же не уверены в своих личных возможностях и считаете, что у вас куда больше шансов «наломать дров», то вы можете просто приобрести готовое решение, это будет ничем не хуже – главное, подберите ту модель, которая будет на сто процентов вас устраивать и с которой вам будет максимально комфортабельно работать.

Конструкция и принцип работы

Работает простейшая пасечная тележка по следующему принципу:

  • боковые зажимы сдвигаются к центру при фиксации улья;
  • после того, как улей установлен, фиксаторы надежно закрепляют его на каркасе;
  • для открытия зажима предусмотрен простой механизм – рычаг;
  • можно при изготовлении снабдить каркас механизмом захвата в виде откидных вил, чтобы можно было легко захватить тяжелый улей – такие подъемники часто используются на автоматических подъемниках-транспортировщиках в супермаркетах.

Апилифт имеет простой принцип работы, но, многие пасечники отмечают серьезные недостатки:

  • слабый крепеж;
  • нет возможности подъема на третий ярус, не хватает высоты каркаса;
  • заводские варианты не подходят для ульев разного размера и выдерживают вес не более 150 кг.

Конструкция и принцип работы

Простейший апилифт помогут сделать своими руками — чертежи и навыки работы со сварочным аппаратом.

Если решено делать данное приспособление, то предлагаем самые простой и надежный вариант, разработанный опытными пчеловодами. Материалы, необходимые для работы:

  • квадратные трубы профильные 7 штук по 2 м и для усиления каркаса по углам необходимы пластины — 2,5 х 2.5 см – 4 шт.;
  • болты с гайками – маркировка М6 и М8;
  • колеса – 2 шт.;
  • металлический трос;
  • катушка с ручкой для намотки троса;
  • ролики с подшипниками;
  • ручки (удобней с резиновым покрытием);
  • пружины;
  • сварка.

Делаем простую тележку пчеловода, придерживаясь пошаговой инструкции.

Конструкция и принцип работы

Конструкция пасечной тележки

Тележка для перевозки улья представляет собой стальную конструкцию, включающую мобильную часть, подъемный блок и устройство для фиксации корпуса. В любом варианте апилифта имеются следующие элементы:

  • статичная металлическая рама – основа конструкции, к которой закрепляются остальные детали;
  • 2 колеса, насаженные на ось – диаметр последних зависит от габаритов и веса улья;
  • подвижная рама, на которую устанавливается улей, как правило, здесь имеются боковые зажимы, предупреждающие опрокидывание груза при перевозке;
  • подъемный блок – сложная часть апилифта, включает несколько блоков и рычагов, позволяющих поднимать ульи;
  • кронштейны – фиксирующие приспособления;
  • вилы – опорные приспособления для подъема улья, как правило, они съемные, чтобы облегчить хранение тележки;
  • фиксаторы – апилифт оборудуют регулируемыми приспособлениями, так обеспечивается надежная фиксация ульев разного размера, кроме того, это позволяет использовать тележку для перевозки других крупных предметов, наподобие бидонов, бочек.

Изготовленные на производстве модели обычно рассчитаны на транспортировку груза весом до 150 кг. Выполненные своими руками апилифты не такие грузоподъемные. Зато собственноручное изготовление учитывает индивидуальные особенности пасечника и пчелиных ульев.

Устройство и принцип действия

Основными частями подъемника для ульев являются:

  • Рамы. Первая рама неподвижна, поэтому выступает в качестве скелета конструкции, а вторая – двигается параллельно первой и обеспечивает грузу надежную опору. Выполняются рамы из металлических профильных труб с квадратным сечением. От их толщины зависит грузоподъемность и износоустойчивость готовой тележки.
  • Каретка. Берет на себя вес улья, поэтому нагрузка на неё колоссальная. На последних поперечных ограничителях каретки фиксируются боковые зажимы, удерживающие улей в одном положении. Центральный ограничитель нужен для фиксации торса – элемента лебедки, который обеспечивает подъем и опускание груза.
  • Вилки. Это элементы в виде прочных углов, которые ставятся в каретку и исполняют функцию подъема ульев. На них помещается груз.
  • Подшипники. В конструкции присутствует 6 подшипников, 4 из которых находятся на кронштейне, а 2 – на колесах. Благодаря ним тележка легко управляется и плавно перемещается.
  • Рычаг. Позволяет поднять улье на значительную высоту от земли. Тележку нужно подвезти к грузу, регулировать ширину захвата с помощь винта и кронштейна, а затем рычагом оторвать улья от земли и перевезти на нужное место.
  • Колеса с кронштейном. Такая составная часть тележки единая и выступает в качестве приваренной направляющей, но при разборке и транспортировке может сниматься. Кронштейн крепится к раме посредством затягивания двух сквозных болтов в нижней и верхней частях конструкции, а после фиксируется с помощью барашка и помогает надежно фиксировать улей. Колеса на подшипниках нужны для передвижения всего апилифта. Они должны быть широкими, а также иметь крепкую единую основу, камеры для накачивания и рифленую покрышку для удобного буксования.

Апилифт отличается от простой тележки именно наличием зажимов и системы рычагов для отжимания.

Принцип работы у такого приспособления прост:

  1. Боковые зажимы конструкции надежно фиксируют улье.
  2. Ручка-рычаг поднимает груз от уровня земли на некоторую высоту.
  3. Подъемник на колесах перекатывается на нужное место.
  4. Груз опускается на землю также с помощью ручки-рычага.

Конструкция с таким принципом работы выглядит таким образом:

Вид конструкции

Принципы работы апилифта

  1. Боковые зажимы необходимо сдвинуть к средине, для этого используется специальное устройство.
  2. После фиксации нужного расстояния, их можно хорошо зажать и таким способом удерживать улей (улей своими руками чертежи).
  3. В каждом устройстве есть рычаг, с помощью его можно сдвинуть зажимы сбоку.

Принцип работы

Тележка для перевозки ульев на самом деле является простым механизмом. Принцип действия заключается в захвате улья с помощью фиксатора и передвижения с помощью движущейся рамы. Поэтапно работа с тележкой выглядит следующим образом:

  1. Тележка для перевозки ульев апилифт с помощью рычага, придвигается максимально близко к объекту транспортировки.
  2. С помощью винта кронштейна улей фиксируется на механизме.
  3. Груз помещается на тележку с помощью троса.
  4. улей прижимается к механизму с помощью рычага.

Принцип работы фото

Каждая тележка для перевозки ульев апилифт, продаваемая в магазинах имеет подробную инструкцию по эксплуатации, поэтому справиться с ней может даже начинающий пасечник. Ну а умудрённые опытом пчеловоды предпочитают экономить и изготавливают тележку самостоятельно. Стоит сказать, что задание это не из дешёвых. Бесспорно, это дешевле, чем купить готовый механизм, но надо учитывать и затраты энергии на конструирование.

Как сделать своими руками

Если же вы всё-таки решили, что тележка для перевозки ульев — это то, что подсильно вашим умелым рукам, рекомендуем обратиться к блогам известных пасечников. Чтобы попасть на вышеназванные ресурсы, достаточно в строе поиска любой поисковой системы вбить запрос: «тележка для перевозки ульев своими руками чертежи». Ответом на такой запрос станут не только видеоматериалы, но и теоретические учебники с чертежами и пошаговыми инструкциями, о том, как построить подобный подъёмный механизм самостоятельно.

При этом опытные пчеловоды рекомендуют изготавливать апилифты с механическим приводом. Они просты в эксплуатации и процессе конструирования. Мы не будем вдаваться в подробности, отметим лишь основные детали, которые следует помнить тем, кто решился на самостоятельное создание такого чуда техники, как тележка для перевозки ульев апилифт.

Как сделать своими руками фото

Что потребуется для создания тележки:

  1. Профильные трубы;
  2. ролики на подшипниках;
  3. колёса;
  4. трос;
  5. катушка;
  6. пружины;
  7. прорезиненные ручки;
  8. болты разного диаметра;
  9. гайки;
  10. сварочный аппарат.

В нескольких словах процесс сборки апилифта можно описать так:

  1. Сбор боковых рамных стоек из профильных труб.
  2. Сбор нижней поперечины рамы с отверстиями для держателей колёс, и креплением катушки для рычага с рукояткой. Колеса закрепляются на самодельном кронштейне из профильных труб с пластинками для крепления.
  3. Сбор верхней поперечины и ее крепление к боковым
  4. Сбор оставшихся поперечин являются тыльная сторона боковых стоек.
  5. Сбор подвижной части тележки (каретки).

Тележка для перевозки ульев апилифт, учитывая множество нюансов при сборке не всегда даётся тем, кто только начинает постигать азы инженерии, поэтому необходимо продумать все риски. Иногда, целесообразно просто купить готовый механизм.

Тележка для перевозки ульев — механизм довольно сложный, необходимо внимательно изучить чертежи, чтобы не было просчетов в мелочах. Любая самая мелка оплошность, может стоить потраченного времени и финансовых затрат на материалы.

Материалы и инструменты

  • ось и два колеса (диаметр определяют от грузоподъемности);
  • рычаг;
  • трос;
  • две рамы;
  • вилки;
  • зажимные кронштейны;
  • сварочный аппарат;
  • трубы 4х2, 3х2, 2,5х2,5;
  • болты и гайки;
  • пружины;
  • прорезиненные ручки;
  • рулетка;
  • катушка, на которую будет накручиваться трос.

Апилифт

Как выглядит чертёж конструкции?

Хотя общий принцип и описан выше, сложно собрать тележку, если не иметь визуальных ориентиров, что позволят пошагово создать данную конструкцию. Потому далее прилагается чертёж, при помощи которого сбор Апилифта будет простым и доступным. Представлена наиболее сложная и комплексная часть чертежа – каретка, без которой Апилифт – не более чем традиционная тележка.

Как изготавливаются отдельные элементы?

Рассмотрим, как изготовить отдельные элементы этой конструкции.

  • Сначала делается базовая конструкция. Берутся металлические трубы, вырезаются рамы, которые станут основой для боковых стоек. На внешней стороне делается неглубокий пропил для дальнейшего размещения оси подшипника, которая крепится болтами. Далее приделываются ручки. Если всё сделано корректно, то результат будет напоминать по своей сути типовую садовую тележку. Но это только лишь начало конструктивных работ.

Тележка Апилифт и ее элементы

  • Начать нужно с доработки рамы. Она имеет четыре поперечины, привариваемые к боковым стойкам. Внизу рамы нужно сделать особое отверстие для подшипника для кронштейнов колёс. Один кронштейн делается из двух сваренных труб. Также нужно прикрепить ролик с подшипником, который будет играть роль подъёмного блока. Нужно будет приделать трос и сделать катушку с рычагом и рукояткой, чтобы на неё наматывался трос при подъёме каретки.
  • Колёса нужно прикрепить к кронштейну. Чтобы их можно было беспрепятственным образом крепить к раме, делают специальные пластины.
  • Каретка делается из большого многообразия различных элементов. В частности, предусматривается зажим, который может захватывать улей. К центру нижней поперечины приваривается особый блок, который предназначен для троса. Движение каретки будет осуществляться при помощи рамы за счёт подшипников. Не обойтись без особо подъёмной вилки. Можно присоединять её к основной конструкции, если приварить небольшую часть трубы к низу каретки, а затем уже туда вставлять эту самую вилку.

Пошаговая инструкция по сборке

Для сборки подъемника потребуются такие материалы и инструменты:

  • трубы профильные с квадратным сечением – 40х20, 30х20, 25х25 мм;
  • болты (M6, M8) и гайки;
  • ручка с нескользящим покрытием (прорезиненным или любым другим);
  • прочные натяжные пружины;
  • стальной трос диаметром 3-4 мм;
  • катушка с таким параметрами: высота – 34 мм, внешний диаметр – 50 мм, внутренний диаметр – 30 мм;
  • ручка к катушке для намотки троса;
  • колеса с внешним диаметром 380-400 мм– 2 штуки;
  • ролики с подшипниками;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • измерительная рулетка.

Подготовив всё необходимое, можно приступать к сборке тележки. Данный процесс можно условно разделить на три этапа, каждый из которых требует отдельного рассмотрения.

Этап 1: сборка рамы

Основой всей конструкции является рама, которую нужно изготовить следующим образом:

  1. Сварить из боковых стоек раму, чтобы в готовом состоянии её длина составляла 1570 мм, а ширина – 370 мм.
  2. К готовой раме перпендикулярно приварить встык 4 трубы. Крайнюю балку прикрепить к боковинам еще и плашмя. Поперечины сверху и снизу должны соответствовать размерам труб рамы (40х20 мм). Для срединных же поперечин нужно использовать меньшие трубы (30х20 мм). Вторую балку устанавливать на расстоянии 500 мм от верхней поперечины, а третью – на расстоянии 380-400 мм от нижней.
  3. Специально для подшипника по длине рамных стоек с наружной стороны сделать вертикальный пропил в 200 мм. По его краям установить болты M6, иначе подшипник будет вылетать из канавки во время эксплуатации тележки.
  4. С двух сторон третьей балки, идущей сверху, высверлить по одному отверстию под болты M В дальнейшем на этих местах будут установлены колесные кронштейны.
  5. Отступить от верхней балки 200-300 мм и приварить к боковым трубам прорезиненные ручки.

Этап 2: установка катушки, подъемного механизма и колес

На этой стадии собранная рама начиняется всеми необходимыми элементами, позволяющими в будущем перевозить груз. Их монтаж производится в таком порядке:

Тележка с подъемными блоками

самодельная тележка

Мы уже касались темы механизации работы на пасеке — рассмотрели самодельный апилифт и несколько моделей тележек, разработанных народными умельцами.

Сегодня продолжим тему и рассмотрим другие тележки для перевозки ульев, собранные своими руками.

Тележка, оснащенная подъемными блоками, предназначена в большей мере для перемещения комплекта рамок. Но мы ставим ее здесь на первое место, как удобное средство механизации для работы с многокорпусными конструкциями.

Это приспособление не перемещает ульи целиком, но при этом заметно облегчает обслуживание домиков. Время на пересадку гнезд сокращается, так как можно отказаться от клиновидных брусков. Комплект соторамок без проблем переносится из одной корпусной секции в другую.

Для этого тележку приближают к пчелиному улью таким образом, чтобы ее крюк оказался строго по центру кровли, а колесики зашли по обе стороны домика. После чего удаляется летковый вкладыш, а приспособление через летковую щель устанавливается на дно домика. Снимается крышка и посредством вращения ручки вверх приподнимаются рамки. Затем аккуратно вводится под выступы плечиков захват, установленный на крюк для грузов.

Соторамки находятся в подвешенном состоянии во время смены корпусов. Их опускают одновременно, убирая стержни захвата. Ручка механизма переводится в горизонтальную плоскость – толкатели отпускают соты, и они под тяжестью своего веса плотно садятся на фальцы. Освободившуюся корпусную секцию увозят на этой же тележке.

Порядок монтажа

порядок сборки-1

По своей сути механизм – это простейшее грузоподъемное устройство, собранное из канатов и блоков. Для поднятия чего-либо потребуется сила, вдвое меньше силы тяжести этого груза. Работник, проигрывая в расстоянии, в результате выигрывает в силе.

Что такое апилифт и для чего он нужен

Перевозка улья – занятие не самое простое. Поскольку перемещение конструкции производится вместе с обитателями, то и выполнять такую транспортировку приходится с соблюдением множества требований:

  • тележка для перевозки ульев в первую очередь должна обладать достаточной грузоподъемностью, чтобы перемещать пчелиное жилище;
  • обязательное условие при перевозке пасеки – минимальное механическое воздействие, апилифт должен гарантировать минимальное сотрясание и максимально мягкий подъем улья;
  • наибольшую опасность при перевозке улья составляет угроза обрушения сот, при этом не только разрушается конструкция, но и гибнут насекомые, перед транспортировкой все внутренние элементы улья необходимо закрепить, то же самое касается и внешних деталей, если их нельзя предварительно разобрать, апилифт для более надежных работ оснащается специальными зажимами;
  • вентиляция улья чрезвычайно важна: так удается избежать перегрева, тележка должна обеспечивать нормальную вентиляцию, не быть герметичной.

Принцип работы таков: тележку подводят вплотную к улью, регулируют уровень кронштейна так, чтобы он соответствовал положению корпуса. Затем лебедкой перегружают улей на апилифт, закрепляют и перевозят на другую пасеку.

Замечание! Конструкция достаточно проста. Опытный домашний мастер может изготовить апилифт своими руками.

Тележка с подъемником на резьбе

А эта тележка для ульев ближе по функционалу к классическому апилифту. Приспособлена она для удобной транспортировки пчелиных домиков.

Для перевозки приспособление приближают к пчелиному домику, следя, чтобы колеса оказались по его бокам, а захват был над крышей.

Затем скобу захвата опускают к плоскости крышки за счет вращения гайки муфты подъемной стойки. При этом крюк находится вверху в крайнем положении. После чего подводят горизонтальные тяги, следя, чтобы зажимы оказались ниже плоскости днища пчелиного домика. Через отверстия прижимы фиксируют дополнительно при помощи шплинтов.

Далее, прижимные элементы заводятся под дно и зажимаются воротками. Поворотная стрела поднимается с помощью гайки муфты – домик аккуратно снимается с отъемного дна, перевозится на новое место, опускается на подготовленную заранее подставку. После чего зажимы отпускаются, а транспортировочный механизм отсоединятся от домика.

Порядок монтажа

Механизм собирается по чертежу следующим образом:

Тележка общего назначения

Самодельная тележка для ульев этого типа может использоваться для спуска пчелиных домиков или другого груза в подвальное помещение со ступеньками.

Для этого нужно уложить на ступени 2 широких доски, оснащенных направляющими из брусков (подбираются в зависимости от колеи – ширины транспортировочного механизма в собранном виде). А на раму самодельной тележки для ульев размещается трап, на который опускается подъемная вилка с грузом. Лебедка снимается с креплений, конец троса завязывается на поперечине рамы близко к точке крепления стойки.

После чего лебедку фиксируют при помощи прочного упора (например, металлический колышка, большого дерева, и т.п.). А затем вращая ручку, груженую тележку вместе с ульями спускают в подвальное помещение. После разгрузки приспособление вытягивается наверх лебедкой.

Аналогичным способом пчелиные домики перемещают на чердаки. Трос перебрасывается через блок, подвешенный в точке, подходящей по высоте для поднятия грузов. После чего к тросу крепят второй крючок. Подъемная вилка должна быть на таком уровне относительно плоскости рамы, чтобы подкатив тележку к месту подъема, ее вместе с улем можно было легко затянуть наверх.

В качестве подвесного блока находчивые хозяева используют ролик от стойки самодельного механизма!

Порядок монтажа

Тележка для ульев своими руками собирается с использованием следующего чертежа:

порядок сборки-4

Каретка

Самый сложный механизм тележки, который состоит из большого количества деталей:

  • зажимы для захвата;
  • блок для подъемного троса, аналогичный закрепленному на раме, при изготовлении крепим на средней поперечной трубе;
  • движется по направляющим при помощи шарикоподшипников;
  • к нижней части каретки приваривается держатель для подъемного вилочного механизма;
  • работу регулирует тяговый рычаг.

Конструкцию и принцип работы каретки можно понять из чертежей.

Представленное видео и чертежи помогут разобраться в последовательности изготовления. Если нет желания тратить большие деньги, то простейший подъемник можно сделать за два дня своими руками.

Апилифт своими руками, чертежи и рекомендации

Изготовление рамы

Правильно сделанная рама должна отвечать стандартным размерам: длина – 157 см, ширина – 37 см.

Рама конструируется из 4 перекладин, которые необходимо приварить к боковым стойкам: верхняя по центру, нижняя к торцам, две других к внутренним сторонам. На нижней перекладине просверливаем дырки для постановки колес. На верхней детали устанавливаем подъемный блок (ролик с подшипником). Чтобы подшипники не вышли из оси, их закрепляем специальными болтами. К подъемному блоку присоединяем трос. На 2-ой поперечине устанавливаем катушку, к ней рычаг и ручку.

Сбор рамы

Длина рамы в готовом состоянии равна 157 см, а ширина — 37 см. По этим размерам производится сварка квадратных труб в раму. К ней так же встык привариваются четыре балки, расположенные перпендикулярно. Балка, находящаяся внизу, прикрепляется к боковинам плашмя. Поперечные балки сверху и снизу должны соответствовать размеру труб рамы. Для двух балок, расположенных посередине, используется труба меньшего размера (3х2 см). Расстояние от верхней балки до второй перекладины должно составлять 50 см. Третья балка располагается на расстоянии в 38 см от самой нижней перекладины.

Для перемещения подшипника, по длине рамных стоек с внешней стороны необходимо сделать пропил размером в 2 см. Чтобы подшипник не вылетал из канавки, по краям пропила закрепляются болты М6. На балке, идущей третьей сверху, с двух боковых сторон высверливается по одному отверстию под болты М8, в дальнейшем здесь будут закреплены кронштейны колес. С отступом в 20 см от верхней балки, к боковым трубкам приваривают ручки.

Колеса и катушка

Перед установкой колес, необходимо сварить кронштейн из двух труб 40х20 под углом в 90 °.

Внешний диаметр колеса, для перемещения тяжелых ульев должен быть не менее 38 см.

Катушка устанавливается на 2-ую поперечину сверху с отступом от первого ребра рамы в 12 см. Она должна иметь размеры: 3,4 см в высоту, внешний диаметр – 5 см, внутренний – 3 см.

Сбор подъемного механизма, катушки и колес

На верхнюю поперечную балку с лицевой стороны закрепляется подшипник, с отступом в 13 см от правого края рамы. Подшипник должен иметь диаметр в 4 см и фиксатор, предотвращающий выпадение троса. Он будет выступать блоком, поднимающим груз. В роликовую канавку вставляется трос из стали с размером в 3 мм. Трос верхним свободным концом закрепляется болтами на левой боковине с тем же отступом в 13 см.

Ко второй сверху перекладине прикрепляется катушка с отступом от правого ребра рамы в 12 см. Она должна иметь следующие размеры: 3,4 см в высоту, 5 см во внешнем диаметре, 3 см во внутреннем диаметре. Катушка будет наматывать на себя трос во время подъема каретки. В подшипник крепится ось для катушки. К другой стороне балки приваривается рычаг с размером в 20 см. Он должен иметь рукоятку, которая свободно крутится по своей оси. К перекладине с катушкой и рычагом, в верхней и нижней части, привариваются металлические стопоры.

Рукоятка рычага присоединяется к металлическому язычку и пружине при помощи троса. Язычок предотвращает случайный спуск нагруженной каретки. В состоянии покоя язычок прижимается пружиной к стопору.

Подходящие тележке колеса имеют внешний диаметр в 38 см. Квадратная труба с размерами 2,5х2,5 см используется для изготовления кронштейнов, на которых будут крепиться колесные оси. Для внешней фиксации осей применяются гайки. Стальные пластины прямоугольной формы с размерами 11Х2,5 см закрепляют кронштейны на раме. В общем виде кронштейн составляют две сваренные перпендикулярно трубы размерами в 30 и 23 см, которые соединяются с рамой при помощи сквозных болтов М8. Тележку можно склонять к земле под различными углами, благодаря выдвигающимся из кронштейнов колесам.

Каретка

Каретка – это главная часть конструкции, которая делается из множества деталей. На последних двух перекладинах устанавливаем зажимы для крепления пчелиного жилища к самой конструкции. По центру нижней поперечины устанавливаем катушку для троса. Само устройство начнет передвигаться по раме при помощи подшипников. Нижнюю часть оборудуем добавочной трубой для вставки подъемной вилки. Каретка начинает работать при помощи рычага с тягой.

Рукоятка рычага крепится к язычку и пружине при помощи троса. Язычок служит в качестве стабилизатора, для предотвращения непроизвольного спуска нагруженной каретки.

Сбор вилки и каретки

Каретка является самым сложным элементом в конструкции апилифта. Сначала собирается каркас для каретки, его габариты 72х38 см. В качестве материала используется труба 3х2 см в диаметре. Две перекладины в нижней части изготавливаются из трубы диаметром 3х3 см, в них будут располагаться боковые фиксаторы для захвата корпуса улья. Зажимы крепятся на шарниры. Действующая тяга наклоняет шарнир, квадрат, который тянет трубку от бокового зажима, перекашивается. Болт с пружиной регулирует степень наклона шарниров, от которой зависит интенсивность сжатия зажимов.

Для зажимов используются трубы диаметром 2,5х2,5 см и длиной 46 см. Трубы в 9 см длиной, привариваются под прямым углом на внешние края зажимов. На них закрепляются зажимные «лапы» в 14 см длиной. Для лучшего сцепления с грузом, внутренняя сторона лап должна быть ребристой. Подготовленные зажимы без труда входят в кареточные трубы с большим диаметром.

Блок для троса приваривается по центру нижней перекладины каретки. Каретка перемещается по раме при помощи четырех подшипников, которые были вмонтированы в боковые стойки подъемника.

Устройство дает возможность поднимать улей за дно. С этой целью к нижней части каретки, с боков, прикрепляются трубки в 9 см длиной и 2,5х2,5 см диаметром. В них монтируются вилки для подъема груза, которые закрепляются болтами М6. Для изготовления вилков используются трубки 49 см длиной. Рычаг с тягой запускает процесс сжимания механизма каретки.

Подъемник для ульев (видео)

Апилифт – фото с размерами

Уже несколько раз я получал на электронную почту письма с просьбой опубликовать чертежи апилифта или подробные фотографии. Имеют люди желание изготовить апилифт своими руками, говорят, уже и материал закупили, и в общих чертах представляют, что к чему, а вот детализации не хватает.

Чертежами я когда-то в училище зарабатывал себе деньги на авиабилеты Самарканд-Москва и обратно, чтобы слетать в отпуск. А сейчас мне их рисовать просто лень, муторное это дело и скучное…

Поехал специально в деревню, разобрал свою тележку, полдня фотографировал ее с разных сторон и снимал размеры. А теперь попытаюсь описать как все устроено, надеюсь, будет понятно. Внизу статьи еще небольшой видеоролик, где я пробовал объяснить работу некоторых частей.

Итак, вот апилифт в сборе, с боковыми зажимами и вилкой для подъема улья под днище.

Дальше я снял зажимы, вилку, подвижную каретку, одно колесо с кронштейном, чтобы показать их устройство в отдельности.Конструктивно я разделил лифт на раму, подъемную каретку и кронштейны с колесами.Боковые стойки рамы изготовлены из профильной квадратной трубы 40х20 мм.

Как подсадить матку в пчелиные семьи?

С внешней стороны стоек вдоль всей длины сделан пропил шириной 20 мм, в котором перемещаются оси подшипников каретки.

Вверху каждой стойки вкручены болты М6, их головки не позволяют верхнему подшипнику каретки выйти за пределы стойки. На расстоянии 20 см от верхнего края стоек приварены ручки для удержания тележки с резиновыми рукоятками.

Рама имеет 4 поперечины.

Верхняя – из трубы 40х20 мм, приварена вертикально, посередине боковых стоек. Нижняя – тоже из трубы 40х20 мм, приварена плашмя к торцам боковых стоек. Две оставшиеся поперечины из трубы 30х20 мм, приварены заподлицо с тыльной стороной боковых стоек.

В третьей поперечине для крепления кронштейнов колес просверлены сквозные отверстия под болты М8.

На верхней поперечине с лицевой стороны жестко закреплен ролик с подшипником. Это подъемный блок. В канавке ролика перемещается трос диаметром 3мм. На таком же расстоянии от левой стойки пластинкой с болтами закреплен верхний свободный конец троса.

По краю блока приварен полукруглый бортик, он не дает тросу спадать с ролика. Маркировка подшипника видна на фотографии.

С лицевой стороны второй поперечины есть катушка для наматывания троса при подъеме каретки апилифта.

Высота катушки – 35 мм.

Ось катушки установлена в подшипнике. С тыльной стороны к ней приварен рычаг с деревянной рукояткой. Рукоятка свободно вращается на своей оси.

На поперечине, возле катушки приварены два куска 8 мм прута в качестве стопоров.

Рукоять подъемника тросиком связана с подпружиненным металлическим язычком.

В свободном состоянии пружина опускает язычок вниз, и он упирается в один из стопоров. Это своего рода предохранитель от произвольного опускания каретки с грузом.

Вообще хватает в апилифте мелких деталей. Не знаю, как вы будете все это делать своими руками… Едем дальше.

«Чертеж» колеса с кронштейном.

Ось колеса на подшипнике, с внутренней стороны ось приварена к квадратной трубе.

С внешней стороны ось зафиксирована гайкой.

Внешний диаметр колеса с шиной примерно 380 мм.

Кронштейн колеса – две трубы, сваренные между собой под прямым углом.

На концах труб – пластины для крепления к раме.

В местах крепления верхнюю поперечину болты проходят насквозь.

В нижней поперечине болт вставляется изнутри трубы.

Выдвигая колеса из кронштейнов, можно регулировать угол наклона апилифта к земле и длину опорного рычага.

Подъемная часть – каретка.

Это основной механизм, и деталей здесь больше всего. В основном, корпус сварен из труб 30х20 мм, только внизу две поперечины 30х30мм, внутрь которых входят боковые зажимы для схватывания улья. По центру нижней поперечины каретки приварен блок для троса, аналогичный тому, что на раме.

Каретка передвигается по раме на четырех подшипниках.

Кронштейны подшипников выполнены из 3 мм шины. Подшипники свободно входят в трубы боковых стоек рамы апилифта и перемещаются в них с небольшими зазорами.

В нижней части каретки приварены куски профильной трубы, в которые вставляются элементы подъемной вилки.

Шарниры, удерживающие боковые зажимы имеют вот такой вид.

Когда тяга наклоняет шарнир, квадрат перекашивается, «схватывает» вставленную в него трубу бокового зажима и тянет ее.

Угол наклона шарнира регулируется подпружиненным болтом. Чем сильнее наклонен шарнир, тем больше будет усилие сжатия боковых зажимов.

Сами боковые зажимы выглядят вот так.

Удерживающие «лапы» приварены к трубе не под прямым углом, а с небольшим наклоном в направлении удержания. Изнутри на «лапах» сделаны канавки для придания поверхности ребристой структуры – чтобы надежнее удерживать груз.

Боковые зажимы свободно вставляются через удерживающие шарниры в направляющие трубы.

При работе с ульями боковые зажимы вплотную подводятся к стенке улья, и приводится в действие сжимающий механизм.

Чтобы брать улей под днище, в каретку вставляются детали вилки и фиксируются болтами.

Сжимающий механизм каретки приводится в действие рычагом с тягой. Длина тяги может регулироваться разъемным резьбовым соединением.

Вот и все чертежи. Как видите, деталей достаточно много, некоторые требуют высокой точности обработки, например, втулки подшипников. Мне кажется, изготовить апилифт своими руками будет не просто. Нужен материал, инструмент, приспособления.

Технология изготовления электропривода для медогонки своими руками

Я свой подъемник не изготавливал, я его купил. Мастер, у которого покупал, знает свое дело – это видно по качеству изделия, по тому, как все обработано, подогнано и собрано. Видно, что у него производство уже налажено, поставлено на поток. О том, где покупал, как доставлял и сколько заплатил, я уже писал здесь. Цена, кстати, на тот момент была ниже, чем у других производителей.

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить такую тележку – дорого. Поэтому, если мои фотографии кому-то помогут – буду рад. Возникнут вопросы – пишите.

Основные детали

Детали и размеры для подъема и транспортировки ульев:

Детали и размеры для подъема и транспортировки ульев Болты

Рама
Рама

Колесо
Колесо

Кронштейн колеса
Кронштейн колеса

Чертежи

На рисунках представлены чертежи на стандартный вариант тележки, грузоподъемностью до 150 кг. По ним можно легко собрать простой подъемник из доступных и недорогих материалов самому.

Если нужно изменить размеры подъемника, то руководствуясь чертежами добавлять сантиметры нужно пропорционально с каждой стороны и по длине. Указанные размеры обеспечат максимальную нагрузку до 150 кг, дополнительные крепежи утяжелят тележку.

Чертежи

Требования к подъемнику и типовые чертежи

Мобильная установка используется для транспортировки тяжеловесных и габаритных ульев, поэтому она должен обеспечивать грузу безопасность на протяжении всего передвижения. Чтобы это было возможным, самодельный апилифт должен обладать такими характеристиками:

  • Грузоподъемностью до 120-130 кг. В среднем, один отсек весит 40-42 кг, поэтому тележка может перевезти либо тройной улей, либо три отдельные его части.
  • Шириной захвата примерно 35-55 см. Размеры ульев могут быть разными, поэтому стоит предусмотреть регулируемые боковые фиксаторы, с помощью которых можно производить захват и корректировать его ширину в зависимости от габаритов груза.

Правильный развод зажимов позволит фиксировать тяжелый груз без прикладывания особых физических усилий.

Механизм для поднятия у апилифта может быть ручным или механическим, но для облегчения работы большинство пчеловодов делают тележку своими руками с автоматическим приводом.

Определившись с параметрами будущего подъемного устройства, необходимо подготовить его чертеж. Вот примерный чертеж стандартного варианта тележки грузоподъемностью до 130 кг:

Чертежи

Перед изготовлением апилифта, нужно в первую очередь ознакомиться с размерами и схемами предполагаемой конструкции.

Сборочный чертеж подъемника ульев

Чертеж для изготовления каретки подъемника

Подъемник содержит множество мелких элементов, которые сложно собрать без наглядного примера и точных расчетов. Чтобы создать правильно функционирующую каретку, можно воспользоваться чертежом из интернета.

В остальном тележка имеет довольно простую конструкцию и легка в управлении. Благодаря своей функциональность, она высоко ценится среди пчеловодов и может быть использована на любой пасеке для перевозки.

Если правильно сделать ручной апилифт, то он способен не только облегчить работу с ульями, но и помогает избежать высокой нагрузки на спину, которая может привести к заболеваниям. При отсутствии достаточных навыков владения инструментами, всегда можно приобрести заводскую модель тележки.

Как сделать апилифт (видео)

К постройке пасечной тележки нужно подойти со всей ответственностью, так как качественно построенный апилифт влияет не только на качество перемещения ульев, но и на сохранение безопасности. Смастерить тачку для ульев, дело не сложное, но потребует от мастера терпения, сил и времени.

Видео. Пасечная тележка Апилифт

Покупные тележки для ульев

На российском рынке представлены различные виды апилифтов, среди которых можно выделить несколько марок.

Тележка-подъемник «Пчелка-2» имеет шестеренчатую лебедку с тремя позициями. Используется для транспортировки ульев, выполнения операций по поиску и замене матки, чистки или замены доньев, лечения и подкормки пчел. Каркас апилифта собран из прочной стали с порошковым покрытием. Модель оснащена пневматическими колесами для плавного движения, может поднимать до 120 кг на высоту в 1,5 м. В комплекте присутствуют съемные вилы. Устройство можно приобрести за 9490 р.

Апилифт «Пчелтех» снабжен качественным механизмом для подъема грузов, корпус собран из крепкой стали с защитным порошковым покрытием. Устройство может поднимать до 150 кг веса на высоту в 1,3 м. Вес конструкции составляет 23 кг. Приобрести модель можно по цене от 10570 р.

Источники

  • https://vseopaseke.ru/paseka/inventar/podemnik-dlya-ulev/
  • https://pchela-info.ru/pchelovodstvo/konstruktivnye-i-vozmozhnosti-apilifta
  • https://uleypchel.com.ua/izgotovlenie-pasechnoy-telezhki-apilift-svoimi-rukami-po-chertezham
  • https://dom-pchel.ru/pchelovodstvo/uli/telezhka-dlya-perevozki-ulev/
  • https://mnogopchel.ru/apilift/
  • https://ferma.expert/pchely/paseka/apilift-svoimi-rukami/
  • https://pchelushki.ru/vse-o-pchelah/uli/apilift
  • https://vseopaseke.ru/paseka/inventar/telezhki-dlya-perevozki-ulev/
  • https://mnogo-krolikov.ru/pchelovodstvo/apilift-dlya-ulev-svoimi-rukami.html

[свернуть]

Каким должен быть апилифт?

Такое устройство, как пасечная тележка или апилифт для пчеловода имеет большое значение. Производство меда, уход за пчелами, обработка пасеки — всё это тяжелый труд, который хотелось бы механизировать, насколько возможно. Для погрузки ульев и перевозки из с места на место как раз и используется специальный подъемник. Его можно сделать самому, однако придется запастись терпением.

Идеальный апилифт должен выдерживать вес до 120 кг. Тележка должна быть приспособленной для работы с такими размерами ульев — от 340 мм высотой до 1100 мм. Привод может быть либо механическим, либо ручным. Многие пчеловоды советуют делать именно механический привод, поскольку с ручным работы у вас будет вдвое больше. Точность подъема и спуска грузов у правильно сконструированного устройства доходит до 1 см. На ручку тележки оказывается давление примерно в 1 кг, то есть в целом вес почти неощутим.


Таким образом, особых трудностей при работе с этим видом садового транспорта у вас не будет. Вы легко погрузите улик даже на высоту прицепа в один метр. Это нехитрое приспособление позволяет не только транспортировать, но и менять в улье днища, переставлять корпусные части с места на место и т.д. Развод зажимов предусмотрен до 1 метра, то есть можно захватить довольно большой улей на 24 рамки. Для подъема грузов предусмотрена «вилка» — два уголка, на которые ставится тяжесть.

Однако практика говорит, что пчеловоды чаще работают с меньшими весами, так как улики в основном пенополистирольные, фанерные — то есть, не тяжелые.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: