Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Земли запаса: понятие, правовой режим, разрешенное использование, перевод в другую категорию

Главная » Земля » Перевод земель запаса в другую категорию

Существуют некоторые категории землепользования, суть которых ясна далеко не каждому. Если участок предназначен для сельскохозяйственного использования, то его назначение известно. Все так же просто и с землями поселений, которые предоставляются под строительство на них жилой недвижимости и проживания населения.

А вот термин «земли запаса» для большинства не знаком, так как по его названию сложно что-либо выяснить. Что же собой представляют такие участки и как происходит их переход в другие категории?

Как земли запаса перевести в другую категорию земель

Под землями запаса подразумевают наделы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые не могут принадлежать гражданам и юридическим лицам, так как числятся в резерве.

Для начала эксплуатации таких земель нужно осуществить перевод их в другие категории, к примеру, сельскохозяйственных или промышленных наделов.

Статусом участка определяется, что такие землевладения пока не причислены ни к одной распространенной категории.

Существуют некоторые моменты, определяющие участки, относящиеся к запасу:

  • по документам такие земли являются государственными и муниципальными;
  • наделы не могут быть оформлены на физическое или юридическое лицо;
  • участок, которому присвоена такая категория, нельзя эксплуатировать, пока ему не присвоят иную категорию.

Учитывая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие наделы никак не используются, а просто числятся в резерве.

Законодатель предусмотрел определенный алгоритм переведения указанных землевладений из запаса в требуемую категорию для их последующей эксплуатации.

Наделы, находящиеся в запасе, которые пока не переведены, могут предназначаться для исполнения работ, относящихся к кадастровым, геодезическим, поисковым, изыскательным и прочее.

Для присвоения наделу, числящемуся в запасе, новой категории, выносится соответствующий акт о ее присвоении. Согласно действующему законодательству, необходимо выполнить инвентаризацию участков резерва, и только после этого возможна смена категории.

Обратите внимание

Процедура перевода категорий регламентируется специальными правовыми документами. Есть закон, который прописывает причины и порядок такой замены.

В соответствии с ним, мероприятие производится в несколько шагов:

  • выясните, к компетенции какого органа относится разрешение вопроса о замене целей землепользования;
  • составьте ходатайство и соберите пакет документации;
  • зарегистрируйте свои права с учетом произведенной смены целей пользования наделом.

Кадастровая информация не в каждом случае является исчерпывающей, и, при ее недостатке, она получается из правоустанавливающих документов. Раньше положения закона попросту изменялись и субъекты земельных правоотношений сталкивались с серьезными затруднениями и недостатком сведений.

Выступление с инициативой уточнения категорий земель возлагается на собственников и владельцев недвижимости, а после этого властные структуры уже принимают решение. При наличии расхождений данных кадастра со сведениями, зафиксированными документацией, преимущество имеется у последней, в случаях, если она оформлена после 05 января 2005 года.

Если нужную информацию не отражает ни свидетельство, ни акт на землевладение, ни кадастр, муниципальными органами осуществляется принятие решения о целях землепользования. Запись в кадастр вносится на бесплатной основе, а регистрация изменений предусматривает оплату госпошлины.

В отношении изменений категории при неимении деления государственных землевладений установлено следующее:

  • определение изменений категории московских и питерских участков, а также их границ в связи со сменой, входит в компетенцию федерального правительства;
  • переведение резервных наделов в другие категории, направленное на выполнение общегосударственных целей, осуществляет федеральное правительство;
  • в остальных обстоятельствах переход участков, отведенных в запас, происходит при помощи региональных и местных властей, в зависимости от порядка распределения их полномочий.

Органами региональной власти может предоставляться такое правомочие муниципальным органам. Перевод участков, входящих в состав городских округов, районных или населенных пунктов, исполняется органами местной власти, которые функционируют на их территории, за исключением ситуаций, когда наделы относились к территориальным образованиям до 05 января 2005 года.

Что значит земли запаса?

Как СНТ перевести в ИЖС, читайте тут.

Помните, что замена категории городских и поселковых земель происходит только по решению, принимаемому органами власти, землевладельцы и собственники в процессе участия не принимают. Перечисленные положения относятся к регионам, где отсутствует разделение землевладений центрального правительства и региональных властей, что касается и муниципальных властных структур.

При наличии разграничения, соответствующие земельные вопросы разрешаются самостоятельно на каждом уровне власти.

Документы для перевода земель запаса в другую категорию

Для перевода резервного надела в другую категорию, предъявите местной администрации ходатайство об этом, которое должно отражать данные в отношении:

  • кадастрового номера надела;
  • категории земли (установленной и желаемой);
  • оснований для смены категории;
  • прав на объект недвижимости (если имеются).

Ходатайство сопроводите следующим пакетом бумагам:

  • копией вашего паспорта (если вы — физическое лицо), выпиской из ЕГРИП (если вы — предприниматель), выпиской из ЕГРЮЛ (если вы представляете интересы организации);
  • кадастровой справкой о включении земли в запас;
  • заключением, выданным по результатам экологической государственной экспертизы (если она необходима согласно предписаниям действующего законодательства);
  • одобрением правообладателя на замену категории земельного участка (кроме тех ситуаций, когда права в отношении надела принадлежат лицу, с которым оформлен договор о сервитуте на данное землевладение).

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса

Согласно нормам российских правовых актов, перевод земель, находящихся в запасе, может осуществляться в категорию, относящуюся к следующим видам:

  • сельскохозяйственные участки. В их качестве выступают такие земли, которые отведены под ведение различных сельхозработ. Помимо сказанного, в пределах таких объектов могут располагаться дороги, разнообразная коммуникация, лесные и водные территории, недвижимость, построенная в целях обработки и сохранения продуктов сельского хозяйства;
  • земли населенных пунктов. Такие участки предполагают возведение строений жилого типа;
  • промышленные земли. Они располагаются за чертой поселений и применяются определенными хозяйствующими субъектами в промышленности (включая постройку объектов производственного назначения);
  • особо охраняемые земли. Такие наделы обладают исключительной важность, так как представляют собой природную ценность (к примеру, на их территории находятся памятники культуры);
  • территории, относимые к лесному и водному фонду.

Отказ в переводе земель запаса в другую категорию

Поданное ходатайство в отношении замены категории могут не принять в случаях, когда:

  • документация отсутствует или противоречит нормам закона (выдана органам, не уполномоченным на оформление таких бумаг, не содержит необходимых реквизитов);
  • документы представлены лицом, не обладающим такими правами.

Если причины для отказа имеются, то государственные органы обязаны письменно уведомить об этом заявителя в срок, не превышающий тридцати дней:

  • вынесение решения Федеральным правительством происходит в трехмесячный период;
  • региональными властями — до двух месяцев.

Акт о смене установленной категории содержит принятое решение и отражает:

  • причину его принятия (это могут быть решения советов, собраний или прочих властных структур);
  • параметры надела, его местоположение и уникальный номер;
  • имеющуюся ранее категорию и присвоенную.

Такого рода акты являются постоянными документами и не могут применяться лишь в течение некоторого временного интервала.

Отказ в замене категории участка возможен:

  • на основании федерального законодательства, которым предусмотрены определенные ограничения;
  • ввиду нарушений норм градостроительной регламентации конкретной территории (расхождение с целями, направленными на последующее развитие);
  • отрицательные итоги в заключении экологической экспертизы.

Если вы считаете, что вам отказали неправомерно и необоснованно, обращайтесь в суд. В случае вынесения положительного решения, об этом уведомляются все заинтересованные лица. Копия судебного акта направляется органам, осуществляющий кадастровый учет и регистрацию недвижимости.

Из сказанного выше закономерно вытекает вопрос о том, стоит ли производить замену правоподтверждающих документов на землю? Законодателем установлено, что в таких случаях бумаги, выданные ранее, остаются действительными. Поэтому приложите копию полученного акта или оформите новый кадастровый паспорт. В данном документе будет зафиксирована обновленная категория участка.

Понятие целевого назначения земель и разрешенного использования земельных участков. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Целевое назначение – это установленный законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель (понятие по лекции).

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

Источник: https://autoyurist-plus.ru/drugoe/zemli-zapasa-ponjatie-pravovoj-rezhim-razreshennoe-ispolzovanie-perevod-v-druguju-kategoriju.html

Особенности эксплуатации и назначение земель запаса, как осуществить перевод в другую категорию?

Все земли по законодательству разделяются на конкретные категории. Если земля используется для возделывания и посадок культур сельскохозяйственными предприятиями, то она имеет сельскохозяйственное назначение. В свою очередь земли под ИЖС предназначаются для возведения жилых зданий и сооружений для проживания людей.

Однако есть отдельная категория земель запаса, правовой режим и назначение которых для обывателя до конца не понятно. В этом материале мы расскажем что значит эксплуатация территорий и обо всех нюансах работы с используемыми землями запаса и их основными характеристиками.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 . Это быстро и !

Что это такое?

В соответствии со статьей 103 земельного кодекса Российской Федерации под понятием земли запаса принимается часть муниципальных или государственных участков, не принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Таким образом, они находятся в государственном резерве до присвоения им статуса одной из известных категорий земли запаса с возможностью проведения на них работ.

Статья 103 ЗК РФ. Земли запаса

  1. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
  2. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Большинство подобных земельных участков располагается на мало освоенных территориях:

  • Ямало-Ненецкий округ;
  • Сибирь;
  • Дальний Восток;
  • Урал.

Какие относят к данной категории?

По характеристике почвы земли запаса могут обладать разными качествами: это может быть чернозем, суглинки или песчаный грунт.

Однако чаще всего в земли запаса могут переводиться земельные участки, которые в течение долгого времени подвергались интенсивному загрязнению (в том числе и радиоактивному облучению).

Также в эту категорию входит список угодий, непригодных для посадки и сбора сельскохозяйственных культур.

Справка! По законодательству в состав земель запаса входят неиспользуемые участки, вид разрешенного права собственности, владения и использования по которым допускается или прекращено федеральным или муниципальным судом по ст. 39.32 ЗК РФ.

Читайте также:  Как получить разрешение на строительство нежилого объекта, магазина, многоквартирного дома

Таким образом, под эту категорию также попадают и относятся находящиеся в аренде и использующиеся в качестве служебных земли запаса. Все права по использованию земель запаса прекращаются сразу же после получения постановления суда.

Правовой режим и положение

По ст. 103 ЗК РФ в земли запаса относят участки, не передающиеся в личную собственность, а также владение и пользование по причине отсутствия целевого назначения этих земель.

Помимо указанного выше списка, земли запаса также могут пополнить участки, которые подходят под условия, закрепленные в Федеральном положении о консервации деградированных ранее с/х земель, которые пострадали от токсичных промышленных отходов и радиоактивных веществ. Список токсичных отходов закреплен постановлением № 555 от 05.08.1992 г.

Ключевым признаком правового режима по участку из вышеуказанного фонда является факт отсутствия определенного назначения земли.

Важно

Что значит неиспользуемые земли запаса, после чего допускается их использование? Земли запаса принадлежат и могут использоваться сельскими, поселковыми, городскими или районными центрами местных административных органов.

При этом органы правления в указанных центрах наделяются полномочиями, которые позволяют выводить участки из списка земель запаса для выбранного целевого применения.

Учитывая ст. 60 ЗК РФ, любой гражданин, который не является членом колхоза и не работает на специализированном с/х предприятии, может претендовать на восстановление своих прав на положение угодья. Этот участок как раз и берется из специального фонда земель запаса и может использоваться для создания небольшой личной фермы.

По землям, которые используются для огородничества и выпаса рогатого скота, местной администрацией может приниматься решение о выдаче в аренду.

Еще одним правоустанавливающим нормативным документом является ФЗ № 66 от 15.04.1998 г.

В нем указываются полномочия органа местного самоуправления по ходатайству о выдаче участка жителю-заявителю в соответствующем месте и размерах угодья.

Кто собственник?

Справка! Земля запаса не является бесхозной. Она состоит в собственности государства и, соответственно, она находится в ведении районных центров исполнительных и распорядительных органов власти.

Учет списка участков, относящихся к этой категории, осуществляется государственным земельным кадастром.

При этом законодательством не закрепляются какие-либо ограничения по количеству и размерам предоставляемых участков из категории земель запаса.

Земли запаса предоставляются региональными субъектами для любых из указанных в заявлении целей на определенных правах под постоянное использование или в аренду для крупных предприятий.

На каких правах предоставляются во владение?

При передаче прав на пользование угодьями необходим перевод участка из списка земель запаса в другую соответствующую целевую категорию.

С помощью земель запаса также формируется земельный фонд. Он по первому требованию должен быть предоставлен для расселения беженцев и тех переселенцев, которые вынуждены были покинуть свою страну.

Кроме того, в постоянное пользование выделяются участки под ИЖС для граждан, которые выезжают из региона Крайнего Севера (либо других приравненных к нему регионов местности). В подобных случаях земельные угодья предоставляют гражданам абсолютно бесплатно.

Неиспользуемые территории

Под неиспользуемыми участками земель запаса понимается территория, не предоставляемая ранее в пользование частным лицам под пожизненное владение.

Подобная категория угодий попадает в список из-за отсутствия прав на участки у физических или юридических лиц.

Они принадлежат земельному фонду и могут обладать соответствующими природными и хозяйственными характеристиками, по которым в дальнейшем собственник сможет установить целевое назначение.

Почему их нельзя эксплуатировать?

Неиспользованные земельные наделы характеризуется как особый тип территории, не вовлеченный в пользование сельхоз предприятиями и частными собственниками по причине ее непригодности для обработки, посева и строительства.

Также к землям запаса относятся неосвоенные участки, которые утратили любые полезные характеристики по ряду веских причин (радиоактивная обстановка, повышенный уровень шумов, технологические и природные катаклизмы, низкий уровень температур).

Когда допускается?

Использовать такие угодья можно только в случае возникновения крайней необходимости. При этом участки должны быть переведены в целевую категорию. Это возможно только в следующих случаях:

  1. Необходимость строительства гражданских с «особым» охранным режимом (зоны заповедников и природных парков).
  2. Изменения текущих региональных границ.
  3. Консервация участков из-за их износа или снижения продуктивности.
  4. Разработка на территории рудников и природных ресурсов.

Обратите внимание! Приведенный список причин является единственным веским основанием для смены целевой категории.

Правительством РФ разрешается осуществлять деятельность на неиспользованных участках без необходимости их перевода в целевую категорию. Правительство РФ может пользоваться землями без присвоения категории, если:

  • Угодья не будут относиться к территориям закрытых охранных образований, а имеющиеся на нем природные ресурсы свободно эксплуатируются другими людьми.
  • Использование лесных наделов для рыбной ловли и охоты.
  • Прогон стада скота к дальнейшему месту выпаса (без остановки).
  • Сбор сухостоя без предварительных работ по вырубке лесных насаждений (сухостой может использоваться только для отопления своих домов и не может быть направлен на получение прибыли).

Как осуществить перевод?

Для перевода земель запаса в целевую категорию необходимо составить ходатайство. В нем заполняется следующая информация:

  1. Кадастровый номер выбранного земельного участка.
  2. Текущая категория земель запаса.
  3. Целевая категория, в которую предполагается перевод надела.
  4. Указание причин для перевода.

К ходатайству нужно дополнительно приложить пакет из нотариальных документов:

  • Заявление, в котором указано присвоение наделу земли новой (целевой) категории.
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).
  • Специальная выписка из государственного кадастра земель о постановке участка на учет в качестве земель запаса.
  • Выписка из гос. реестра, которая подтверждает отсутствие реальных собственников земли.
  • Заключение от государственной службы экологических экспертиз.

Однако в процессе рассмотрения документов может получить отказ. Это происходит по следующим причинам:

  1. Заявитель признан ненадлежащим лицом для проведения обращений по переводу категорий из земель запаса в целевые.
  2. Предоставленные заявителем документы или содержание этих бумаг не соответствует тем правовым нормам, которые закреплены в федеральном законе.

В случае оглашения положительного решения заявитель получает акт о присвоении земельному участку целевой категории. После этого будущий собственник угодий должен в течение 2 недель обратиться в ближайший орган кадастра, где будут внесены соответствующие изменения в сведениях о земельном участке.

Необходимо при получении акта проверить наличие следующих сведений:

  • Причины изменения категории земли.
  • Окончательная граница и размеры надела, а также его площадь и присвоенный ранее кадастровый номер.
  • Заполнен пункт по старой и новой категории земель.

Перевод категории земель запаса в полноценный участки для строительства и возделывания — это длительный и не простой процесс, который потребует терпения и знания законодательных актов. Но в результате у Вас появится возможность использовать пустующую землю по своему назначению.

Больше нюансов о переводе земель из одной категории в другую можно узнать здесь.

В итоге участок принесет пользу не только владельцу земли, но и государству. Благодаря постоянному обновлению списка земель запаса на территории Российской Федерации у любого гражданина есть возможность претендовать на выделение, а в дальнейшем полностью задействовать такие наделы при производстве и фермерском хозяйстве.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/zapasa.html

Мнение адвоката о правовом режиме земель запаса |

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст.

7 Земельного кодекса указана категория земель запаса – категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания.

Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.

Что же такое земли запаса?

В Земельном кодексе лишь одна статья – ст. 103 – раскрывает сущность и назначение земель этой категории.

Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.

Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель.

Например, земли сельскохозяйственного назначения – это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст.

83 Земельного кодекса) и т.д.

Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников – государства и муниципальных образований.

Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст. 16 Земельного кодекса в практике адвоката по земельным вопросам, где определяется понятие государственной собственности на землю: “…в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований”.

Совет

В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий. Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.

Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.

Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст.

77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта. Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение.

То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически.

Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель – земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один – этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.

Читайте также:  Стандартные планировки квартир в типовых домах в россии: хрущевка, распашонка и другие

Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса – это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, – логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.

Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения – это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию. В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель.

Обратите внимание

Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса). В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц.

Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость.

Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.

Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса.

Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г.

“О переводе земель из одной категории в другую” содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность.

Перевести же земельный участок, формально входящий в состав земель запаса, даже если он реально предназначен для сельскохозяйственного производства, намного легче. В указанном Федеральном законе никаких ограничений этого процесса нет.

Содержится лишь требование о том, что переводимый земельный участок должен быть сформирован, т.е. прошел процедуру кадастрового учета. К слову сказать, такое требование существует при переводе земель всех категорий.

Проблема перевода земель из одной категории в другую является самостоятельной и сложной проблемой. В данной статье не будем затрагивать ее подробно.

Важно

На основе вышеизложенного по мнению адвокатов отнесение земель к составу земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, является недостаточным и неоправданным.

На наш взгляд, необходимо расширить перечень оснований для отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, указав, что в него входят также земельные участки сельскохозяйственного назначения, не предоставленные в пользование граждан и юридических лиц. Их формирование и меры по дальнейшему эффективному использованию по целевому назначению – это прямая обязанность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

Это одна сторона проблемы, вытекающей из неопределенности понятия земель запаса. Другая проблема – это, наоборот, нарушение прав землепользователей, которые используют земельные участки, отнесенные по каким-то неведомым причинам к составу земель запаса. Так, показательным является следующий пример. Предприниматель А.П.

Чимшит является собственником недвижимого имущества – здания насосной, расположенной за пределами земель населенных пунктов. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса данный гражданин имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду.

Однако, когда предприниматель с адвокатом обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации земельного участка, выяснилось, что данный участок при кадастровом учете данной территории был отнесен к категории земель запаса.

Таким образом, предпринимателю, чтобы реализовать свое исключительное право, было необходимо осуществить за свой счет процедуру перевода земель из категории земель запаса в категорию земель промышленности. Предприниматель обратился в суд с иском о признании требования к нему о переводе земельного участка в другую категорию незаконным.

Однако решениями судов первой, кассационной и надзорной инстанций его требования не были удовлетворены, так как п. 2 ст. 103 содержит четкое правило о том, что использование земель запаса возможно лишь после их перевода в земли иных категорий Определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N ВАС-9607/10 по делу N А03-8814/2009.

В данном примере суд был вынужден принять подобное решение. Здесь представляется, что предприниматель неверно сформулировал исковые требования.

Совет

Необходимо было выдвигать требования о признании незаконным и отмене решения органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет, об отнесении земельного участка в состав земель запаса, так как очевидно, что оснований для такого отнесения не было, земельный участок использовался лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество.

Тем не менее земли запаса необходимо оставить как самостоятельную категорию. В нее должны входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно.

Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления. В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, т.е.

временного изъятия из оборота Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 “Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота” // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

К сожалению, в нашей стране, пожинающей плоды масштабных экологических катастроф конца XX в., земли, которые выведены из оборота и законсервированы, существуют.

Прежде всего это все земли, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АС, различные законсервированные полигоны, склады и др.

То, что данные земли необходимо определить как земли запаса, для нас является очевидным.

Такой четкий и однозначный подход к землям данной категории повысил бы земельный правопорядок, а также в определенной мере препятствовал бы незаконному извлечению земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.

Источник: https://5898523.ru/mnenie-advokata-na-pravovoj-rezhim-zemel-zapasa/

Категории земель

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Категории земель

Статья посвящена категориям земель, определенным Земельным кодексом РФ. Рассматриваются правовой статус и виды разрешенного использования

Содержание

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, принятого 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) все земли в России по своему целевому назначению делятся на 7 категорий:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли для нужд:
    •  промышленности;
    •  транспорта;
    •  энергетики;
    •  связи и телевидения;
    •  обороны и космической деятельности;
    •  а также иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых объектов и территорий;
  • земли водного фонда;
  • земли лесного фонда;
  • земли запаса.

Пункт 2 указанной статьи ЗК РФ «Состав земель в РФ» закрепляет, что все земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного вида использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральними законами.

Земли сельскохозяйственного назначения

В эту категорию входят земли, расположенные за пределами населенных пунктов и определенные для использования в нуждах сельского хозяйства.

В категории земель сельскохозяйственного назначения входят:

  • собственно сельскохозяйственные угодья – сенокосы, пашни, плодовые сады, пастбища и др.;
  • земли, отведенные под внутрихозяйственные дороги и коммуникации;
  • земли, отведенные для создания зон древесно-кустарниковой растительности в целях защиты от воздействия негативных природных и техногенных факторов;
  • земли, окружающие замкнутые водоемы;
  • земли, занятые зданиями и сооружениями, используемыми в целях хранения и переработки сельхозпродукции.

Земли сельскохозяйственных угодий имеют приоритетный статус и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены для нужд промышленности или иных несельскохозяйственных нужд.

В этом случае предоставляются земли, непригодные для сельскохозяйственного производства, либо земли сельхозугодий максимально худшего качества в соответствии с их кадастровой стоимостью.

Земли населенных пунктов

Обратите внимание

В эту категорию входят земли, расположенные в черте населенных пунктов (городов, сел, поселков и т.д.) и предназначенные для застройки или размещения инфраструктуры этих населенных пунктов.

Целевое назначение земель этой категории определяется нахождением того или иного участка в той или иной территориальной зоне населенного пункта.

Согласно ЗК РФ в населенных пунктах выделяют следующие территориальные зоны:

  • жилые;
  • производственные;
  • общественно-деловые
  • рекреационные;
  • зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
  • специального назначения;
  • иные.

Для каждой из этих зон существуют собственные регламенты, определяющие правовой режим и целевое использование расположенных в этих зонах земельных участков.

 Для всех участков, которые расположены в пределах одной территориальной зоны, действует единый регламент целевого использования.

Этот регламент обязателен к выполнению всеми собственниками, арендаторами и пользователями земельных участков вне зависимости от формы собственности на эти участки.

В соответствии с ЗК РФ участки и расположенные на них объекты при несоответствии их параметров предельным значениям, прописанным в регламенте, или при несоответствии их профиля перечню разрешенных типов использования могут быть запрещены к использованию органами местного самоуправления.

Территориальные зоны, расположенные вне черты городов, но при  этом составляющие с этим городом единую природную, социальную и хозяйственную инфраструктуру и не находящиеся в составе земель других населенных пунктов, считаются пригородными. В составе пригородных земель различают;

  • зоны сельскохозяйственного назначения;
  • зоны отдыха  населения;
  • зоны развития города.

Земли промышленного и специального наначения

В эту категорию входят земли, используемые для нужд различных отраслей промышленности, энергетики, транспорта и коммуникаций, а также иного специального назначения.

Важной особенностью этой категории земель становится то, что многие участки, имеющие данное целевое назначение, окружены охранными, санитарными  и иными зонами с особыми условиями использования.

Эти условия ограничивают права всех землепользователей вне зависимости от формы собственности.

Земли особо охраняемых объектов и территорий

Важно

В эту категорию входят земли, имеющие особое научное, природоохранное, историко-культурное, оздоровительное или иное назначение. Эти земли частично или целиком изъяты из хозяйственного оборота. К землям этого типа относят, например, земли заповедников.

Читайте также:  Как оформить землю в собственность, если на нее нет документов

Земли водного и лесного фондов, а также земли запаса

В эту категорию входят земли для ведения лесного хозяйства, земли, на которых расположены водные объекты и водоохранные зоны.

А также земли государственной или муниципальной собственности, которые в настоящий момент никак не использованы – это земли запаса.

Предоставление земель запаса физическим или юридическим лицам возможно только после перевода этих земель в другую категорию.

Вид разрешенного использования или целевое назначение

Каждая из представленных выше категорий земель имеет свой индивидуальный список видов разрешенного использования.

То, к какой именно категории будет отнесен тот или иной земельный участок, определяется:

— правительством РФ – для земель, находящихся в федеральной собственности;

— органами власти субъектов федерации – для земель, находящихся в собственности этих субъектов, а также земель, состоящих в частной или муниципальной собственности, в том числе и в отношении земель сельскохозяйственного назначения;

— органами местного самоуправления – для муниципальных земель и земель, находящихся в частной собственности, кроме земель сельскохозяйственного назначения.

Также вышеназванные властные структуры имеют право перевода земель из одной категории в другую в отношении всех земель, попадающих под их юрисдикцию.

Любой из видов целевого использования, разрешенный согласно классификатору для данной категории и подкатегории земель, может осуществляться без получения каких-либо дополнительных разрешений или процедур согласования.

В тех же случаях, когда целевое назначение конкретного участка земли не предусматривает осуществление планируемого вида деятельности (например, ИЖС), можно обратиться в соответствующие властные органы за получением разрешения на изменение целевого назначения.

В том случае, если в отношении данной территориальной зоны действуют регламенты, предусматривающие соответствующий вид деятельности,  такое разрешение получить существенно легче, чем инициировать процедуру перевода участка земли в другую целевую категорию.

Соотношение деления земель по категориям и разрешенным видам использования

Понятие «разрешенного использования земель» намного шире категорий – для каждой категории может быть предусмотрено несколько видов использования. Определение указанных видов соответствует принципам территориального зонирования территорий, каждый вид использования соотносится с определенной зоной. Общий перечень разрешенных видов пользования землей установлен системой классификаторов.

Основной целью установления вида разрешенного использования является конкретизация правового статуса участка земли для вовлечения его в хозяйственный оборот. Субъект, осуществляющий владение или пользование участком земли, обязан подчиняться ограничениям, которые возлагаются на него исходя из разрешенного вида пользования принадлежащей ему земли, а также условиям режима территориальной зоны.

Перевод земель из одной категории в другую

Статья 8 ЗК РФ «Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую» предусматривает как порядок перевода земель из одной категории в другую,  так и процедуру переоформления.

Категории земель (согласно п. 2 ст. 8 ЗК РФ) указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Совет

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 3 данной статьи ЗК РФ закрепляет, что нарушение установленного Кодексом, Федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/kategorii-zemel.html

Земли запаса — особенности правового режима, использование

Земли запаса — это одна из семи категорий классификации земель в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (ст. 7). Для России эти земли являются одними из наиболее крупных по занимаемой площади. Это связано с большой и разнообразной по природным условиям территорией страны.

Что такое земли запаса

Суть этой категории раскрыта в статье 103 ЗК РФ, к ней относятся следующие земли:

  • принадлежат государству и муниципалитетам;
  • не подлежат постоянному целевому использованию;
  • не передаются в аренду или в длительное пользование физическим и юридическим лицам.

Эти земли действительно находятся в запасе. Существование такой категории имеет большое значение для благополучия государства и страны.

Большое количество земель запаса в России сосредоточено на малоосвоенных территориях Дальнего Востока, Сибири и других подобных районов

Кроме того, такие территории обеспечивают возможность экономического манёвра и выполняют функцию резерва прочности для выхода из условий особых ситуаций (войны и другие бедствия).

При определении понятия земель запаса важно понимать и особенности их правового режима. В государственной и муниципальной собственности находятся не только земли запаса.

Это говорит о том, что данный признак не является исчерпывающим. Любая категория представляет собой деление по признакам принадлежности, разрешённого использования и особенностям правового режима.

Последнее представляет собой совокупность запретов и разрешений.

Порядок перевода земель запаса из резерва в необходимую категорию для её дальнейшего использования установлен законодательством

Земли запаса должны находиться только в государственной и муниципальной собственности. В этой формулировке содержится разрешение и запрет. Кроме того, данные территории изъяты из обычного хозяйственного использования. Из этого правила есть, конечно, исключения, которые также описываются Земельным кодексом РФ.

Использование

На территориях, занятых землями резерва, разрешается:

  • нахождение людей;
  • осуществление пользования биоресурсами в виде охоты, рыбной ловли, сбора дикоросов;
  • проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых.

Все остальные варианты использования земель могут осуществляться только после того, как данные участки будут переведены в другую категорию.

Таким образом, земли запаса представляют собой территории, которые ещё не введены в интенсивный хозяйственный оборот или не законсервированы в качестве особо охраняемых. Этот статус поддерживается Земельным кодексом и другими нормативными актами Российской Федерации.

Источник: https://consultmill.ru/polezno-znat/zemli-zapasa-ponyatie-osobennosti-pravovogo-rezhima.html

Земли запаса

Содержание:

Под фондом этого типа участков понимаются земли, которые не предоставляются юридическим или физическим лицам для осуществления разрешенных видов деятельности. Статус таких территорий считается резервным, земли запаса не могут подпадать под регламент градостроительства или входить в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав земель запаса

Правовой режим земель запаса распространяется на неосвоенные территории, которые чаще располагаются на Дальнем Востоке и в районе Крайнего Севера. При необходимости такие участки могут переведены в другую категорию и, соответственно, изменить свое назначение. Процедура перевода территорий заключается в продаже или заключения договора аренды.

Законом предусматривается поиск направлений по пополнению фонда земель запаса.

Статьей 14 Земельного кодекса предусмотрены случаи, по которым может быть изменен состав земель запаса за счет территорий, которые подверглись химическому загрязнению или радиоактивному заражению.

После признания участков непригодными к дальнейшему использованию по прямому назначению, они считаются как земли запаса и консервируются.

В состав запасных территорий включаются:

  • Земли, которые были переведены в другую категорию в установленном порядке после прекращения права собственности на них со стороны гражданского населения или организаций;
  • Земли под водными объектами или болотистой местностью;
  • Участки под автомобильными дорогами, застройками;
  • Нарушенные земли.

Правовой режим земель запаса. Незаконное использование земель запаса

Действие закона в отношении временно не используемых участков подразумевает отсутствие свободного права занятия таких земель. Правомочным собственником пока не востребованных земель является государство.

Вместе с тем, на практике часто бывает так, что территории могут самовольно заниматься жителями соответствующих районов, где такие земли расположены.

Застройка или занятие сельскохозяйственными культурами конкретной территории без согласования (оформления права собственности) с муниципальными органами не означает перевод участков в другую категорию.

Обратите внимание

На практике органы государственной власти редко принимают меры к таким фактам нарушений до того момента, как земли будут спланированы под капительное строительство. В том случае, когда обнаруживается самовольное использование земель не по целевому назначению, нарушители привлекаются к установленной законом ответственности, нанесенный им ущерб не подлежит возмещению.

Понятие земель запаса подразумевает правовой режим, который охраняет права собственников, имеющих статус физических или юридических лиц.

Если законные владельцы прекратили использование своих наделов, оставили их без надзора или охраны, это не значит, что такие участки подлежат немедленному переводу в состав земель запаса.

Муниципалитет сможет получить право оперативного ведения таких территорий только после внесения соответствующих изменений в кадастровый учет по представлению законных владельцев. Окончание процедуры перерегистрации будет означать, что это снова земли запаса.

Перевод земель запаса в другую категорию земель и последующее их использование

Для того, чтобы сменить категорию, земельных участков, относящихся к резервному фонду, и наладить законное использование земель запаса, потребуется составить ходатайство, в котором инициатор процесса должен будет указать следующие данные:

  • Номер участка в кадастровом реестре;
  • Причины, по которым заявитель хочет осуществить смену категории земельного надела;
  • Актуальная категория участка и желаемая.

Документация:

  • Заявление о смене назначения территории;
  • Документы, по которым можно удостоверить личность соискателя;
  • Выписка из единого государственного реестра о нахождении участка, планируемого к переводу в другую категорию, на учете;
  • Выписка из кадастра об отсутствии права собственности на территорию;
  • Заключение экологической экспертизы.

Земли запаса на практике довольно часто меняются свое целевое назначение. Это вызвано нехваткой территориальных ресурсов для строительство новых объектов инфраструктуры уже имеющихся жилых комплексов и освоения новых.

Земли запаса особенно привлекательны для инвесторов, которым такие участки обходятся много дешевле, в отличие от оформления сделок по участкам под жилищное строительство. Выделение участков под застройку осуществляется муниципальными органами. Смена категории подразумевает изменение целевого назначения.

Земли запаса – виды участков

Согласно действующему законодательству, после перевода участков в другую категорию, целевое назначение территорий может стать следующим:

  • Территории, на которых разрешается ведение сельского хозяйства, в том числе строительство объектов инфраструктуры;
  • Участки, на которых проводится строительство населенных пунктов или жилых комплексов;
  • Одним способов смены целевого назначения земель, является их выделение под нужды промышленности. Эта территория должна находиться за пределами жилых зон;
  • Территории, имеющие статус охраняемых, например, территории заповедников;
  • Земли, входящие в фонд водный и лесной.

Охрана земель запаса

Ставит своей целью создание системы правовых, экономических и технологических мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование земель запаса. За собственником территории закрепляется обязанность по сохранению земель от разрушения и других видов негативного воздействия.

Административным методам, применяемым в отношении незаконного использования земель в РФ, характерна императивность. Государством осуществляется вмешательство в вопросы, связанные с землей, только в случаях, подпадающих под уголовную юрисдикцию.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Ссылка на основную публикацию